Компьютерный ЕГЭ по информатике Анатолий Георгиевич Кушниренко зав. отделом учебной информатики НИИСИ РАН, доцент механико-математического факультета МГУ, [email protected] Чего мы хотим достичьПочему мы этого хотим достичьКак этого достичь
Ответы на вопросы 1 и 2 Чего хотим достичь? Мы хотим, чтобы хорошую оценку на ЕГЭ по информатике гарантировало систематическое решение большого обьема легких и средних задач;Почему мы этого хотим? По утверждениям специалистов, в ближайшие годы в России ожидается нехватка десятков тысяч ИТ специалистов.
Ответы на вопрос «Как этого достичь» Радикальное решение – возродить реальный сектор отечественной экономики;Паллиативное решение – усиливать требования ЕГЭ с тем, чтобы на ближайшие 5-8 лет сохранить квалифицированную часть учительского корпуса
Можно ли усилить требования ЕГЭ за счет его компьютеризации, оставляя эти требования практически выполнимыми для реального учителя в реальной школе? Ответ: ДА! Извлечение из кодификатора 2010: Возможные алгоритмические задачи для подраздела 1.1 перечня требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ (Кодификатор 2010 года)
Первые 5 задач: Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.Запись натурального числа в позиционной системе с основанием меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа. Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива).
С позиции преподавателя МГУ В последние годы в группе 1-го курса мехмата МГУ из 25 человек в среднем 6-7 никогда ничего не программировали; для всех остальных, за исключением 3-4 человек, все задачи кодификатора являются творческими; в условиях неограниченного времени при разрешении записи на любом языке программирования или на русском языке процент ошибочных решений от 20% до 50%
Основная Причинанизкой алгоритмической подготовки Отсутствие условий, инструментов и стимулов для проведения интенсивного практикума по алгоритмизации с высокой производительностью ученика и учителяОСНОВНАЯ МЫСЛЬ – КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЕГЭ ПОМОЖЕТ ТАКИЕ УСЛОВИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И СТИМУЛЫ СОЗДАТЬ!Ключ к успеху - повышение производительности труда школьника и учителя
Пример из повседневной жизни докладчика 10.09.2009 – рабочие тетради (раздаточный материал)
Раздаточный материал - самостоятельная работа первокурсников мехмата над конструкциями ветвления Пункт 1 – изучение образца решения задачи по подсчету числа различных корней уравнения x(x-a)(x-b)=0Нотация – школьный алгоритмический язык.Пункт 2 – задание на дописывание аналогичного алгоритма (отведенное время – 5 минут)Всего в самостоятельной – 9 заданий;Желающие и плохо успевающие проверяют свои решения дома в системе КуМир.
Последняя задача – также входит в список из Кодификатора 2010 – на решение отводится 10 минут (разбор у доски сразу после окончания – еще 10 минут)
Выводы и предложения При решении задач ЕГЭ по программированию разрешаем использовать: а) производственную среду программирования (Free Pascal) или б) учебную среду программирования (КуМир)2) Для автоматизации практикума на школьном языке используем КуМир
Пример программы: минимум из 4-х чисел
Пример программы: сумма прогрессии
Система КуМир разработана исходя из потребностей российской системы образования 1. Свободно распространяемая2. Многоплатформенная3. Нулевые требования к ресурсам4. Поддерживается российской академией наук5. В числе разработчиков – авторы многих учебников и учебных пособий по информатике.
Система КуМир нацелена на проведение эффективного практикума по основам алгоритмизации 1. Простой язык, интегрированная система.2. Постоянная полная диагностика синтаксиса в процессе редактирования программы. 3. Автоматическая трассировка вычисляемых значений на полях программы в процессе выполнения.4. Возможность автоматической проверки при самостоятельной работе.
Автоматическая проверка Используя систему КуМир, можно существенно увеличить число и трудность задач, которые сможет решить школьник. И учитель столкнется с проблемой проверки решений. Времени на регулярную проверку педагог должен будет тратить больше. Решение проблемы - в подготовке заданий практикума средствами КуМира.
Подготовка заданий для учащихся В "учительском" режиме КуМира при редактировании программы можно делать невидимыми или неизменяемыми некоторые строки. КуМир позволяет создать файл-задание, скомпонованное из шаблона-заготовки программы, которую нужно дописать и блока (алгоритма) тестирования. При этом учитель обычно делает блок тестирования невидимым для ученика.
КуМир может быть использован на любом количестве компьютеров в любых целях без получения каких-либо дополнительных разрешений