Генератор случайных чисел Профиль 11 класс
Бывают ситуации, когда требуется, чтобы результат работы программы был случайным в определенных пределах. Для реализации такой возможности во многих языках программирования присутствуют встроенные функции, код которых выдает случайные числа. На самом деле числа не совсем случайные, а псевдослучайные, т.к. искусственно реализовать случайность невозможно. Обычно берется некоторый коэффициент, и с его помощью вычисляется каждое последующее «случайное» число.
Randomize() В языке программирования Паскаль для генерации псевдослучайных чисел в заданных диапазонах используется функция random(). Перед ее использованием обычно выполняется процедура инициализации датчика случайных чисел - randomize; иначе программа всегда будет выдавать один и тот же результат. Randomize задает начальное значение последовательности, от которого вычисляются все последующие. При каждом запуске программы это значение будет разным, а значит и результат работы функции random() будет различным. Для этого необходимо ввести оператор randomize в промежутке после begin и до random (обычно оператор randomize ставят сразу после begin , так как это упрощает чтение кода ). Затем идет присвоение оператора random к выбранной переменной.
Random() Random() - генерирует случайное число в диапазоне от 0 (включительно) до 1. Random(значение) - от 0 до значения указанного в скобках (не включая само значение). Например: random (10) - будет получено любое число в диапазоне [0, 10). random (max-min+1)+min - если требуется получать значения в каком-либо другом диапазоне (не от нуля. Например, чтобы получить случайное число от -100 до 100 достаточно записать такое выражение: random (200) – 100. В результате, сначала будет получено число из диапазона [0, 199], а затем из него будет вычтена сотня. И если случайное число было меньше 100, то результат выражения будет отрицательным.
Технология использования генератора случайных чисел Необходимо предварительно описать оператор (то есть фактически мы сообщаем программе , что будет использован генератор случайных чисел ). Для этого необходимо ввести оператор randomize в промежутке после begin и до random (обычно оператор randomize ставят сразу после begin , так как это упрощает чтение кода ). Затем идет присвоение оператора random к выбранной переменной. оператор:= random (max-min+1)+min; - оператор - любая переменная - min - целое число , не превышающее max - max - целое число, большее min Здесь min и max являются диапазонами генератора случайных чисел.
Пример кода var n, i, x: integer; begin randomize; // инициализируется датчик случайных чисел. n := random (7) + 5; // присвоение случайного числа в диапазоне [5, 12). for i := 1 to n do begin x := random (100) - 50; //присвоение случайного числи в диапазоне [-50, 50) write (x:5) end; writeln; end.
Прокомментируем пример кода В примере программы сначала с помощью процедуры randomize инициализируется датчик случайных чисел. Далее переменной n присваивается случайное значение в диапазоне [5, 12). Значение переменной n используется для определения количества итераций цикла for. В цикле for генерируются случайные числа в диапазоне [-50, 50) и выводятся на экран.
Задания для самостоятельного выполнения Сгенерировать случайные числа в диапазоне от от 0 до 50 Сгенерировать числа в диапазоне от 2 до 5 Сгенерировать случайные числа от – 5 до 20
Ответы Random (50); - [0,50) Random(4) +2; - [2,5] Ramdom(26)-5; - [-5, 20]