Науки о Земле Предмет и задачи наук о Земле Систематизация Наук о Земле Основные этапы развития географической науки
Предмет дисциплины «Науки о Земле» исследование взаимосвязи геосфер как единого целого планеты Земля.
Задачи, стоящие перед науками о Земле изучение планеты как источника естественных ресурсов, разработка рациональных путей и приемов планомерного, целенаправленного управления природой, разработка восстановления природной среды, умножения ее богатств, изучение сущности процессов и явлений, протекающих в природной среде, улучшения свойств природной среды жизни человечества.
Систематизация «Наук о Земле»
Земля – сложнейшая материальная система, сформированная в процессе уникальных событий, происходивших как в космосе, так и на самой Земле. Земля – сложнейшая материальная система, сформированная в процессе уникальных событий, происходивших как в космосе, так и на самой Земле.
За время существования Земли сформировались многочисленные оболочки, в географии называемые сферами
Основополагающие науки о Земле
Геология - совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии.
Геофизика — комплекс наук, исследующих физическими методами строение Земли. Крупные разделы геофизики: солнечно-земная физика, физика атмосферы, гидрофизика и физика "твёрдой" Земли, разведочная геофизика, промысловая геофизика вычислительная геофизика.
Гидроло гия - наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие гидрология суши лимнология (озероведение), русловедение, гидрография, океанология, гляциология
Метеороло гия - научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах Физическая метеорология (разработка радиолокационных и космических методов исследования атмосферных явлений) Динамическая метеорология (изучение физических механизмов атмосферных процессов) Синоптическая метеорология (наука о закономерностях изменения погоды). Климатология Аэрология (наука, изучающая верхние слои атмосферы до нескольких десятков километров от поверхности Земли) Аэрономия (наука, изучающая верхние слои атмосферы до нескольких сотен тысяч километров от поверхности Земли).
Геогра фия - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основу физической географии составляют общее землеведение (занимается изучением закономерностей географической оболочки) Ландшафтоведение (изучает ландшафтные комплексы).
Этапы и методы исследований Земли
Первобытному человеку всегда были необходимы сведения о природе местности своего проживания
Формирование научных географических знаний связано с развитием практической деятельности людей - земледелия, скотоводства, мореплавания. Народы древнейших культурных государств обладали уже значительным кругозором, но природные явления продолжали считать действием божественных сил. Первые зачатки научных знаний появились в Египте, государствах Месопотамии, Северной Индии и Китае, они были обусловлены
Древний Египет проводилось межевание земель. создавался земельный кадастр (главным образом для определения размера налогов). в целях определения сроков различных сельскохозяйственных работ стали проводиться регулярные астрономические наблюдения. египтяне довольно точно определили продолжительность года и ввели солнечный календарь.
Месопотамия (Двуречье, Междуречье) существовало деление года - на 12 месяцев, суток - на 24 часа, окружности - на 360 градусов; там же было введено понятие “лунная неделя”.
Древняя Индия в период с 400 по 600 гг. был создан целый цикл математических сочинений (Сид Ханта), объединивший работы сразу нескольких ученых, высказавших предположение о шарообразной форме планеты и даже о наличии круговых орбит вокруг них. Упоминалось также вращение планеты вокруг собственной оси.
Развитие географии в античное время Самые древние известные нам представления греков о Земле встречаются в поэмах Гомера – «Одиссее» и «Иллиаде» (XII–VIII вв. до н.э.). В самых ранних представлениях Земля отображалась дискообразной плоскостью, вокруг Диска находится не ведающее границ море. Движение солнечного круга на небе поясняли прогулкой на колеснице, предпринимаемой каждое утро Богом Гелиосом.
Первые систематизированные географические знания появились в VII–VI вв.
Гекатей на основе представлений Анаксимандра составил географическую карту.
Доказательство шарообразности Земли
Эратосфен – «отец географии» Путем сравнения углов падения солнечных лучей Эратосфен рассчитал размеры земного шара по меридиану и получил величину 39690 км, что всего на 319 км меньше действительной величины.
Географы в эпоху Римской империи
Все представления древних базировались на геоцентрической системе мира!
География в Средние века (III–XV вв.) В Европе упадок научных знаний, центр географической науки» сместился на Восток Ведущая роль в географических открытиях перешла к арабам. Это ученые и путешественники — Ибн Сина, Бируни, Идриси, Ибн Баттута. Арабы также сыграли большую роль в сохранении античного географического наследства, уже в IX в. переведя на арабский язык географические сочинения Птолемея. В X в. арабы создают первый климатический атлас мира – «Kitab al-Ashkal». В конце того же столетия арабские географы выделили на планете 14 климатических зон и установили, что климат изменяется не только по широтам, но и с Запада на Восток.
Путешествие Марко Поло через Центральную Азию в Китай (1271-1295 гг.)
Путешествие русского купца Афанасия Никитина в Индию
Эпоха великих географических открытий (XV–XVII в.) Открытие Америки экспедициями Х. Колумба (1492-1504 г.) Открытие В. де Гама морского пути в Индию (1497-1498) Кругосветное путешествие Ф. Магеллана (1519-1520) Открытие Сибири и Дальнего Востока походами Ермака (1581), И.Москвина (1639), В. Пояркова (1643-1646), С. Дежнева (1648), Е. Хабарова (1650-1653) Поиски северных путей в Индию экспедициями Дж. Кабота, Г. Гудзона, А. Баренца.
Развитие теории гелиоцентризма
Географические исследования в XVIII-XIX в. Открытие Австралии (Дж. Кук) Изучение севера Евразии, Камчатки и Сахалина (П. Крузенштерн), Ю.Лисянский, В. Беринг, Д. Лаптев, С. Челюскин, Г. Шелихов) Экспедиции РГО в центральную Азию (Н. Пржевальский, П. Семенов-Тяньшанский, Г. Потанин, В. Обручев) Изучение внутренних частей Африки (Д. Ливингстон, Г.Стэнли, В.Юнкера, Е. Ковалевского, Н. Вавилова. Познание природы Южной Америки (А. Гумбольдт, А. Веспутчи, Г.Лангсдорф).
М.В. Ломоносов обосновал многие выводы в частных направлениях географии он пришел к выводу о трехслойности атмосферы, обосновывал формирование морского и континентального климата дал классификацию природных льдов, обосновал различия температуры льдообразования воды с различной минерализацией, вывел соотношения дрейфа льдов различного типа от воздействия ветров и морских течений предположил существование зоны ослабленных льдов или даже полынья открытой воды на крайнем севере и наличие «матерой земли», покрытой «не сходящими снегами» в южной полярной области, а так же считал, что в Антарктике холоднее, чем в Арктике. наиболее полное представление Ломоносова о преобразованиях лика земного содержится в его работе «О слоях земных» (1763), которую называют началом русской научной геологии.
В конце XIX в. появляются фундаментальные труды в различных отраслях географической науки
Географические исследования XX в.
Развитие комплексной общей и региональной физической географии
Развитие геоморфологии
Тенденции современной географической науки: Влияние на развитие наук о Земле новейших успехов физики, химии, биологии, математики. Постоянные и активные международные связи географов (симпозиумы международного географического союза, международные проекты) Активное развитие дистанционных методов исследования окружающей среды. Смещение приоритетов в сторону экологических природоохранных и социальных проблем.
Окружающая нас природа, географическая среда, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни, на которую мы воздействуем в процессе хозяйственной деятельности, состоят хотя и из различных, но тесно взаимосвязанных элементов: горных пород и почвы, климата и воды, растительности и животного мира. Все они непосредственно зависят друг от друга и поэтому должны обязательно изучаться как порознь различными науками, так и совокупно.