Маленький народ большой страны. Ульчи. Цель: познакомить с коренным малочисленным народом ульчи, Проект выполнила: Елькина Виктория. 5 класс. Руководитель: Николаева А. Н.
В древние времена на берегах Амура жили племенные группы ульчи – наши предки. Народ ульчи образовался из смеси других народностей (ороки, маньчжуры, тунгусы, монголы, удыге, негидальцы, айны).
Каждая народность привносила что – то свое в культуру ульчей. Ульчи населяли низовье Амура. В прошлом ульчи были известны как ольчи или мангуны
В 1926 г. было принято официальное название «ульчи». Ульчи вели оседлый образ жизни. По данным XVII – XIX в. возраст некоторых селений насчитывали многие десятки и даже сотни лет. Раньше было много стойбищ. Исчезли такие стойбища, как Карги, Больби, Гуани, Ферма, Аури и другие.
По данным переписи: в 1896 г. – ольчи 1455 чел., 1989 г. – 3233 чел. 2002 г. – 2913 чел. Место проживания ульчей в Ульчском районе Хабаровского края.
Жили ульчи в больших землянках диаметром 10 м, глубиной 2,5; потом стали строить восьмиугольные дома на столбах. В них проживало от 3 –х до 10 семей. Носили летом одежду из рыбьей кожи, а зимой - собачьи шубы.
Традиционное занятие Круглогодичное рыболовство (кета, горбуша, осетровые и др.) с помощью неводов, сетей, различных крючков, удочек, острог. А также охота, собирательство.
Охота с помощью давящих ловушек, луков, самострелов, ружей и др. Собирали съедобные корни, ягоды, грибы.
Поддерживали отношения с другими племенами, торговали с китайцами: меняли меха на ткань, бусы, посуду, оружие. Китайцы научили сажать огород (огурцы, мак, бобы, коноплю).
При зимнем рыболовстве каждый род каждый род имел свой участок. Чтобы рыбачить на участке чужого рода нужно разрешение – за часть улова.
Каждая семья ловила столько рыбы, сколько требовалось для пропитания. Законы лова строго соблюдались, а особенно недопустим вылов рыбы в нерестовых речках.
Содержали помногу собак, кормили их сушеной рыбой – юколой. В племени всегда растили медведя. Культ медведя. Добывали медведя для «медвежьего праздника».
Духовная культура Горы, реки, леса, промысловые угодья имели своих духов – хозяев. У ульчей были культ неба, воды, тайги. Поклонялись и духу-хозяину воды Тэму Обряд жертвоприношения воде проводили также два раза в год, но чаще осенью, когда реку покроет лед. Прорубая лед, молились, «кормили воду», прося удачной рыбалки. Иногда убивали белую собаку, ее кровью мазали идолов.
Сэвэны – духи (школьный краеведческий музей) с. Софийск Духам неба посвящался ритуал либо весной или осенью. В жертву специально приносили откормленную свинью. С молитвами обращались к небу, просили хорошей жизни, здоровья, удачи в охоте. В обряде принимали участие только мужчины, мальчики.
Покровитель рода – медведь и идол – покровитель леса Сикачи – Алян. Музей. Дух-хозяина тайги - Дуэнтэ Эдени представляли в образе огромного медведя. Одним из древнейших был культ близнецов. Их рождение считалось большим событием. Близнецы по их представлениям были священными людьми: один – таежный, другой – водяной.
Ульчский фольклор Волосатый мальчик (тэлэнгу) рассказ бабы Сони с. Калиновка Тэлэнгу – быль предание о том, что имело место в действительности У Заксули родился ребенок, весь волосатый. Когда подрос с другими мальчиками играл. Пальцем укажет на другого ребенка – тот умирает. Отец и мать тогда судились. Еще с другими ребятами играл, плюнул, другой ребенок умер. Отец, мать судятся. Стали совещаться отец и мать, как своего ребенка убить.
Ритуальная маска шаман. Школьный краеведческий музей с. Софийск Потом отец со своим ребенком пошли в тайгу. Дерево рубя, позвал ребенка. То дерево упало и придавило ребенка, в него воткнулись сучья. Отец собрался идти домой, но тут ребенок позвал его. Отец повернулся к нему, ребенок голову поднял и сказал: «Мною будут убиты остальные дети, в чертей превращены» . И ребенок умер. Потом остальные дети умерли. Тогда шаманы о детях шаманили, чтобы убитые дети чертями не стали.
Ремесло Резьба по дереву, кости и металлу (мужчины), рыбьей кожи, ткани и бересты (женщины). Ажурной резьбой украшались ковши, кроильные дощечки, другие бытовые предметы.
Женщины шили одежду, плели корзины и циновки из тальника, занимались вышивкой. С. Булава. Экспозиция музея Г. Хабаровск Этнографический центр. Одежда ульчей.
Прошли века, но маленький народ ульчи не забыл свои традиции и обычаи. Искусство имеет свое продолжение в руках мастеров и мастериц. А как же иначе? Забудем свою культуру – исчезнет народ.
Литература Краски земли Дерсу. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1982. Родовой строй и религия ульчей. Золоторев А.М. Хабаровск: Дальгиз, 1939 г.