УРОК № 1 ВВЕДЕНИЕ ЦЕЛЬ: сформировать представление о науке география. ЗАДАЧИ: сформировать представления о многообразии географических объектов, явлений и процессов, об основных методах и источниках получения географических знаний; раскрыть значение географии в жизни человека с древнейших времен до наших дней; раскрыть особенности УМК, структуру учебника.
РЕСУРСЫ Учебник с. 5–6 Атлас Контурные карты Тетрадь-тренажер с. 3 Тетрадь-практикум с. 3, 24–25 Тетрадь-экзаменатор с. 3 Электронное приложение к учебнику
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Учащиеся должны: знать/понимать задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ География как наука, ее предмет изучения. Географические объекты, их многообразие. Последовательность изучения географических объектов. Взаимосвязи между географическими объектами. Природные и антропогенные явления и процессы, происходящие на земной поверхности. Правила работы с УМК.
Географиякакнаука
География География – это наука… География – наука, которая описывает Землю
Название науке географии дал… ЭратосфенБолее 2000 лет назад
Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" Географические объекты - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты;
Антропогенные объекты Природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. (Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.-В ред. от 26.06.2007.-Ст. 1)
Задачи географии Отвечает на вопросы:Где … Какая …Почему …Как …
Чем занимается современная география? Исследует Описывает Объясняет Прогнозирует (предвидит)
География
Зачем нужна география?Главный фактор успеха в любом деле – владение информацией. Знание процессов развития природы и хозяйства.Ответит на вопросы:Как живет наша природа?Почему различаются природные условия и виды деятельности человека в разных странах и регионах?Куда отправляют товары из вашего города и откуда привозят к вам? Как будет меняться природа и хозяйство вокруг вас? Что ждет человека и всю нашу Землю в ближайшем и отдаленном будущем?Практические вопросы, которые каждому приходится решать в повседневной жизни.По какой дороге лучше доехать до дачи друга? Какой наилучший маршрут выбрать для поездки на летние каникулы? Удобно ли позвонить в 9 ч вечера из Москвы дедушке в Новосибирск? В какое время года лучше отправиться в путешествие в Австралию? Откуда дома еда на столе и из какой страны домашняя техника?Выбор профессии.Военные, моряки, летчики, геологи обязаны хорошо знать географическую карту. Геологи –горные породы. Строители особенности поверхности и грунта застраиваемого участка.Предприниматели – особенности размещения предприятий и связи с ними. Работники турфирм- всё о разных странах и регионах.География помогает нам видеть образ мира и ориентироваться в нём.
Методы исследования- это способ, путь познания. Логический, исторический, математический методы, методы наблюдения, моделирования и др и называются – общенаучными.Сравнительно-описательный метод.(Самый древний). Человек описывает какую-то новую для него местность и сравнивает с той, которая ему уже известна.Экспедиционный метод- исследования непосредственно на местности.Картографический метод.Ученые сначала наносят на карту объекты, а затем изучают уже готовые карты. Карта даёт много информации, и нужно научиться её правильно читать.Это труд, созданный Человеком.
Земля не простит нам экологических катастроф!!! Арал ьское море Сегодня Арал и окружающие его территории стали всемирно известными вследствие антропогенной экологической катастрофы. С ростом водопотребления, связанного с освоением новых орошаемых площадей, занятых в основном хлопчатником и рисом; увеличением населения, преимущественно занятого с/х производством, приток воды в море из двух основных речных систем бассейна - Амударьи и Сырдарьи - почти полностью прекратился.
В 6классе мы будем изучать: Карта.Оболочки Земли: литосфера гидросфера атмосфера биосфера
Солнечные лучи, летящие со скоростью 300 тыс. километров в секунду и встречающие на своём пути Землю способны творить чудеса. Часть из этих чудес мы видим настолько часто, что перестаём их замечать.Радужная стенаРедкое атмосферное явление ещё известное как огненная радуга возникает при преломлении горизонтальных солнечных лучей восходящего или заходящего солнца через горизонтально расположенные кристаллики льда облаков. В результате получается своего рода стена, окрашенная в разные цвета радуги. Фото сделано в небе Вашингтона в 2006 г.
Это явление наблюдается туманным утром. Радужный солнечный диск появляется напротив солнца, в результате отражения солнечных лучей от капелек воды тумана. Любопытная треугольная тень, разрывающая радужный диск отражённых солнечных лучей ничто иное, как проекция верхней поверхности облаковПризрак Броккена, Германия
Перевёрнута радуга Необычная радуга появляется в результате преломлении солнечных лучей сквозь кристаллики льда, находящиеся только в определённых частях облаков.
Небольшой размер воздушных капель воды делает невозможным разложение солнечных лучей на спектры цветов, поэтому радуга только белого цвета.Белая радуга: Фото сделано на мосту золотые ворота в Сан-Франциско.
Северное сияниеСеверное сияние- это столкновение в верхних слоях атмосферы солнечных лучей с заряженными частицами газов магнитного поля Земли.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.
спасибо за внимание !