Северный район России Выполнила: ученица 9 (4) классаМОУ лицея № 18Решетникова ОльгаУчитель: Бражникова Е.А.
Состав района Европейский Север включает в себя Республику Коми, Республику Карелию, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую области и Ненецкий автономный округ. Площадь района составляет 1,5 млн км2.
Физико-географическое положение Северный район находится на Европейском Севере России. Северная часть района находится за полярным кругом. Мурманскую область( Баренцево море), Республику Карелию, Архангельскую область и Ненецкий автономный округ (Белое море) омывают моря Северного Ледовитого океана.
Экономико-географическое положение Северный район имеет выгодное экономико-географическое положение: выходы к морям, соседство с западноевропейскими странами (Республика Карелия с Финляндией, Мурманская область с Норвегией) и ведущими российскими регионами. Однако тяжелые природно-климатические условия накладывают отпечаток на развитие района. В Северном районе преобладают добывающие отрасли промышленности, а также отрасли, связанные с химией и лесопереработкой. Продукция именно этих отраслей экспортируется за рубеж и является основным источником доходов региона. В ближайшей перспективе, очевидно, получат развитие именно эти отрасли.
Природные условия Территория этого района находится в субарктическом(на севере) и в умеренном поясах в зонах тундры и тайги. Осадков выпадает здесь немного, присутствует переувлажненность поверхности, поэтому население тяготеет к речным долинам. В реках водится много рыбы, вдоль них находятся более плодородные почвы. На реках и находятся все крупнейшие города района. Так как северная часть района находится за полярным кругом, то зимой на этой территории солнце некоторое время не показывается над горизонтом. Река Пинега в Архангельской области
Природные условия Почвы в Северном районе арктические (на севере) и подзолистые. Рельеф представляет собой пологую равнину, слабо наклоненную к океану. В западной части находится Балтийский щит. В центре Кольского полуострова находится небольшой горный массив Хибины. Вдоль побережья Кольского полуострова течет Северо-Атлантическое течение, поэтому здешние порты не замерзают.Хибины. Долина Меридианального ручья.Мурманский порт.
Природные ресурсы Северный район богат минеральными ресурсами. Здесь добывают нефть и газ (Республика Коми, Ненецкий АО), каменный уголь (Печорский бассейн в Республике Коми), железную руду (Мурманская обл. и Республика Карелия), медно-никелевые руды (Печенга в Мурманской области), алюминиевые руды (Архангельская и Мурманская обл., Республика Коми), апатиты (В Хибинах, Мурманская обл.), поваренную соль (Сереговское месторождение в Республике Коми). Также имеются большие запасы лесных и водных ресурсов (реки бассейна Северной Двины, Печоры, крупные озера).Снежные вершины Хибин.
Население Численность населения – 5,2 млн человек (2002 г.). Большинство населения – русские, окраины района заселены народами уральско-юкагирской языковой семьи: коми, ненцами, карелами, саами.Ненка в национальной одежде.Участница фольклорного ансамбля республики Коми.Участница саамского фольклорного ансамбля «Ойар». Мурманская обл.Участницы карельского фольклорного ансамбля.
Трудовые ресурсы Северный район – самый слабозаселенный экономический район европейской части России. Плотность населения внутри него составляет менее четырех человек на 1 км2. Уровень урбанизации чуть выше среднего по стране. В районе преобладает городское население. Оно составляет 76%, сельское - 24%. Удельный вес городского населения района выше среднероссийского показателя на 11 пунктов. Это связано как с особенностями промышленного развития, так и с природными условиями ведения народного хозяйства. В южной части района доля сельского населения значительно выше. Например, в расположенной на юге района Вологодской области, где возможности развития сельского хозяйства более благоприятны, удельный вес сельского населения составляет 39%. Вид на Мурманск со стороны Кольского залива.
Хозяйство и отрасли специализации Отраслями специализации Северного района являются топливная промышленность: добыча нефти и газа (Усинск, Вуктыл), каменного угля(Воркута, Инта); черная металлургия: добыча железной руды (Костомукша, Ковдор, Оленегорск), выплавка стали (завод полного цикла в Череповце); цветная металлургия: производство алюминия (Кандалакша, Надвоицы), меди и никеля (Мончегорск); машиностроение: судостроение (Северодвинск, Мурманск), тракторостроение (Петрозаводск); химическая промышленность: добыча апатитов (Кировск), производство азотных удобрений (Череповец); лесная, деревообрабатывающая и целлюзно-бумажная промышленность: лесопромышленные комплексы (Архангельск, Сыктывкар), производство целлюлозы, бумаги, картона (Сегежа, Кондопога, Новодвинск, Коряжма); пищевая промышленность: рыбная (Мурманск), сыромаслодельная (Вологодская обл.); молочно-мясное скотоводство; рыболовство, льноводство; перевозки морским транспортом (Мурманск, Архангельск).
Транспортная сеть Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск, Вологда — Архангельск, Коноша — Котлас — Воркута. В южной части района в пределах Вологодской области проходит часть широтной транспортной дороги Санкт-Петербург — Череповец — Вологда, в крайней западной части района — линия Санкт-Петербург — Сортавала — Юшкозеро. По территории района также проходят две меридиональные железные дороги: Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Мурманск. Созданная сеть железных дорог связывает регион со всеми районами страны. Но в отличие от других районов европейской части России железнодорожная сеть и сеть автомобильных дорог очень малы. Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Уса. Судоходны и озёра — Ладожское, Онежское. Создан Беломорско-Балтийский канал, который в настоящее время нуждается в срочной реконструкции. Внутренними естественными путями через систему каналов осуществляется перевозка громоздких транспортоёмких грузов, в основном топлива (угля), леса, руды, машин, строительных материалов.[118]
Транспортная сеть Приморское положение Северного района способствовало развитию морского транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны.Архангельск. Порт
Транспортная сеть Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск — Мурманск и Вологда — Архангельск. В лесопромысловых районах создана сеть лесовозных дорог.[119] Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский — Ухта; Тэбук — Ухта; Вуктыл — Ухта — Рыбинск — Торжок; Ухта — Ярославль и другие.[120] Из Тимано-Печорского ТПК берет свое начало газопровод «Сияние Севера». Часть газопроводов Западной Сибири проложены по территории Северного района, например Уренгой — Надым — Вуктыл — Центр.
Перспективы развития района Перспективы развития Северного района прежде всего связаны с освоением уникальных природных ресурсов, созданием крупного нефте- и газодобывающего района на континентальном шельфе Баренцева моря. Рост валового регионального продукта (ВРП) и объема поступающих в регион инвестиций связаны, в первую очередь, с добывающими отраслями экономики. Перспективы развития Северного района связаны также с освоением месторождения алмазов. По-прежнему район будет занимать одно из самых важных мест в развитии рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности.
Проблемы развития района Самая острая проблема района – будущее его лесного комплекса. Его экстенсивное развитие подорвало лесные запасы (вблизи рек и железных дорог) и исчерпало «экологическую емкость района» - его рек и атмосферы городов. Требуется экологизация всего лесного комплекса - уменьшение рубки леса, очистка сточных вод ЦБК. В сельском хозяйстве района, специализирующемся на животноводстве, главная задача – снабжение городского населения молочной продукцией. Производимые зерновые идут на фураж и поэтому району приходится закупать зерно и другие продукты питания за границей.Кандалакшский заповедник на островах Баренцева и Белого моря.
Библиография Алексеев А.И. Николина В.В. География 9 класс. -М., Просвещение, 2007.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007Пятунин В.Б. Симагин Ю.А. География России 8-9 классы. –М., Дрофа, 2006http://ru.wikipedia http://emsu.ru/lg/0606/sel-3.htm