Агропромышленный комплекс: состав и значение. 9 класс Выполнила: учитель географии МОУ «Новоборисовская средняя общеобразовательная школа им. А.В.Сырового» Ковальцова Татьяна Владимировна
Цели: познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. научить анализировать статистические данные карту «сельское хозяйство», чертить схемы «Состав АПК», «Отрасли сельского хозяйства». Оборудование: Карта «Растениеводство», гербарий культурных растений.
План на доске: Что такое АПК и его главная задача. Состав АПК. Сельское хозяйство и его особенности. Сельскохозяйственные угодья. Земледелие (зерновые, технические культуры) и животновотноводство.
Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке продукции сельского хозяйства, доведении ее до потребителя. Главная задача АПК - обеспечить население страны продовольствием.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т.д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (стадий производства).
Задание №1 : выполнить схему в тетрадях. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС 1 звено 2 звено 3 звено отрасли, сельское отрасли, обслуживающие хозяйство перерабатывающие сельское хоз-во продукцию сельского хоз-ва земледелие животноводство
Задание №2: Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность.
1 звено - сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация. 2 звено - рыболовство, овцеводство, виноградство, полеводство, пчеловодство. 3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность. Уровень развития сельского хозяйства зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК.
Задание №3: пользуясь картой «Машиностроение» атласа, найдите центры сельскохозяйственного машиностроения
( Ростов – на –Дону, Таганрог, Рязань. Омск, Рубцовск)
- Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства. Отличительные особенности сельского хозяйства: Оно зависит от природных условий: Производство сельскохозяйственной продукции сезонно. Земля является одновременно средством труда и предметом труда. Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь. Земли. которые используются в сельском хозяйств, называются сельскохозяйственными угодьями.
Заданине№4: начертите схему сельхозугодий. Сельхозугодия. Пашня (60%) сенокосы(10%) пастбища(30%) сады, виноградники(
Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья еще меньшую площадь занимают, и качество их ухудшается, так как заболачивается 20% сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%. - Ведущая отрасль растениеводства - зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соля. По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов первое место занимает пшеница, 2 место занимает ячмень.
Сообщения о льне-долгунце и сахарной свекле:
Лен- долгунец
Сахарная свекла
Задание №5: прослушать сообщения о животноводстве, определить отличительные черты животноводства России (письменно в тетрадь).
Скотоводство
Свиноводство
Овцеводство
Закрепление Назовите отрасли трех звеньев АПК. Какая связь существует между звеньями АПК Назовите отрасли сельского хозяйства. Какая культура занимает первое место в России по сбору среди зерновых культур? Назовите технические культуры, выращиваемые в России Назовите отрасли животноводства.
Рефлексия Как вы можете оценить работу класса на уроке? Дайте оценку работе каждому ученику. Был ли познавательным для вас урок?
Домашнее задание Конспект в тетрадях; рабочая тетрадь, соответствующий параграф в учебнике.