РЕКА АМАРАНКАисточник жизни села АМАРАНКА Выполнили:Учащиеся 10-11класса
Гипотеза:Если реке Амаранка вернуть прежнее состояние, то её воды можно использовать для водоснабжения села Амаранка.
Цель исследования:Изучить реку Амаранка и состояние её вод на современном этапе. Задачи:рассмотреть географическое положение и морфометрические показатели реки.исследовать качество воды реки.дать оценку экологического состояния реки.
Ход исследования: изучить литературу по теме исследования;с помощью карт Амурской области определить географическое положение и морфометрические показатели реки АМАРАНКАпроследить уровенный режим реки за 2007 год;провести исследования русла реки.провести анализ качества воды;обобщить полученные результаты.
Морфометрическая характеристика реки АМАРАНКА. С помощью циркуля измерителя измерили длину реки по карте Амурской области и умножили на масштаб карты. Длина реки Амаранка 35 км.По карте определили высоту местности, где расположены исток и устье реки: высота истока=171 м; высота устья=163 м и вычислили падение реки. Падение реки = 171м – 163м = 8м.Зная падение и длину реки, вычислили её уклон. Уклон реки = 800 см : 21 км = 38,09 см/км = 0,28 ‰Река протекает по равнинной территории, поэтому характер течения спокойный со скоростью всего лишь 0,2 м/с.Площадь водосбора реки определили с помощью наложения палетки на карту с обведенным водосбором. Площадь водосбора реки = 56,9 км².
С помощью мерного шнура, разделенного узлами, измерили среднюю ширину русла реки в пределах села Амаранка, что составило – 6м. Несколько десятков лет назад она была намного больше, около 15 м, о чем свидетельствуют заросли рогоза вдоль всего русла реки.
Уровенный режим реки Амаранка. 2007год. С помощью водомерной рейки измеряли глубину реки в течении года, на основе этих измерений вычертили столбиковые диаграммы. Вывод: самый низкий уровень летней межени – август; самый высокий уровень весеннего половодья – апрель. Это связано с тем, что река Амаранка имеет смешанный тип питания, с преобладанием снегового.
ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЯМ.
Исследование качества воды реки АМАРАНКА Взяли пробы воды из различных мест реки .
Провели исследования качества воды. Органолептическиепоказатели воды:1. Цвет – желтоватый2. Прозрачность -26 см3. Мутность – незначительная4. Запах – оценили в 2 балла, слабый речной воды.
Химические показатели: Определили рН воды, используя бумагу универсального индикатора. рН =7 – среда нейтральная. Также провели исследование воды красной лакмусовой бумагой, цвет, которой изменился на фиолетовый, что также указывает на нейтральную среду.2. Провели исследование на наличие аммиака: прокипятили воду и вновь опустили красную лакмусовую бумагу, бумага стала фиолетовой, что доказывает отсутствие аммиака.
3. Исследовали воду на наличие органических веществ. В пробирку с исследуемой водой (5-6 мл) добавили одну каплю 0,5% раствора перманганата калия, раствор не изменил своей окраски, значит в исследуемой воде органических веществ нет.4. Исследовали воду на наличие хлорид и сульфат-ионов. а) В пробирку с исследуемой водой (5 мл) добавили 3 капли 10% раствора нитрата серебра. Раствор остался прозрачным, значит хлорид-ионов нет.б) В пробирку с исследуемой водой (10 мл) добавили 0,5 мл раствора соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария. Раствор помутнел, значит в исследуемой воде есть сульфат-ионы.
5. Исследовали воду на содержание железа. К 10 мл исследуемой воды добавили одну каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель пероксида водорода и 0,5 мл раствора роданида калия. Окраска осталась бесцветной, значит железо не содержится в воде. В пробах воды были обнаружены личинки поденки, которые обитают в чистых водоёмах.
Выводы: В результате химического анализа было установлено, что вода в реке Амаранка по органолептическим и химическим показателям пригодна для использования населением. О чистоте воды реки можно судить и по личинке поденки, которая обитает в нашей реке. Для того чтобы использовать воду, необходимо:расчистить русло реки, в целях увеличения уровня воды;провести пропаганду населения по соблюдению чистоты вод реки;разработать меры по улучшению экологического состояния реки Амаранка.
Гипотеза верна: Действительно, если реке Амаранка вернуть прежнее состояние, то её воды можно использовать для водоснабжения нашего села Амаранка.
Информационные источники: «География России: природа, население, хозяйство. 8 кл».: учеб. для общеобразоват. учреждений. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. Москва 2006г. Атлас Амурской области, Роскартография, 1999г. «Геоэкология Амурской области ». Учебник. О.И.Дубровин., Б.Е. Петухов, Тамбов, 2006г.«Химия в действии». М.Фримантл. Издательство «Мир». Мультимедийное учебное пособие «Химия 8 класс». Издательство «Просвещение». Большая электронная детская энциклопедия «Химия».Химия 8 кл. ».: учеб. для общеобразоват. учреждений. О.С. Габриелян. Москва, 2007г.«Школьный экологический мониторинг». Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000г.«Организация проектной деятельности по химии 8-9 кл». С.Г. Щербакова, ИТД «Корифей», 2007г.