Машиностроение мира
Справочные сведения Машиностроение – наиболее динамичная отрасль промышленности, которая отражает уровень развития стран (в структуре промышленности развитых стран доля машиностроения – 34 %). Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов. Как отрасль возникла 200 лет назад во время промышленной революции в Англии. В наши дни по числу занятых (80 млн. человек) и по числу стоимости продукции оно занимает первое место среди отраслей мировой промышленности.
Состав машиностроительного комплекса
Группы отраслей
Уровень развития машиностроения в регионах и странах мира
География машиностроения
Машиностроительные центры мира Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции: от самой высокой до средней и низкой степени сложности. Зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет и свои позиции в некоторых новейших отраслях. Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии: в него входят и «азиатские тигры», специализирующиеся, прежде всего, на выпуске бытовой электроники, и Китай. СНГ, для большинства стран которого машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации.
Главные экспортеры и импортеры автомобилей
Автомобильная промышленность После глубочайшего в своей истории экономического кризиса начинается подъем автомобильной промышленности. В 2010 г. общий объем зарегистрированных автомобилей вырос на 5%. При этом наиболее высокие темпы роста пришлись на страны Азии (17,5%), Северной Америки (11%) и Западной Европы (10%). Самый слабый рост наблюдался в странах Латинской Америки (3%) и Восточной Европы, включая Россию (2,7%). Несмотря на относительно низкую цену на нефть, ключевые автопроизводители продолжают инвестировать в энергосберегающие технологии. Основное направление – создание электромобилей. К 2015 г. этим широко будут заниматься не только корпорации массового сегмента, но и эксклюзивные производители, такие как Lamborghini и Ferrari. Следует ожидать резкого усиления конкуренции со стороны развивающихся стран. Так, крупнейшая китайская частная автомобильная компания Geely к концу 2010 г. запустила девять новых моделей, а к 2015 г. собирается запустить 42 новые модели, причем общий объем ежегодного производства этой компании достигнет 2 млн. автомобилей.
В настоящее время российское машино­строение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях: В настоящее время российское машино­строение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях: 1) выпуск модернизированных машин и оборудо­вания для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями; 2) производство науко­емкой продукции на импортном оборудовании с при­влечением в различных формах иностранного капитала; 3) участие в проектах, предполагающих произ­водство технологически сложных комплектующих изде­лий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в меж­дународную систему технологического сотрудничества ); 4) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.