Летний сад Летний сад — парковый ансамбль в стиле голландского барокко, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века в центре Санкт-Петербурга. Парк был заложен в 1704 году по повелению Петра I и создан в соответствии с указаниями и вкусами Петра I, который желал иметь резиденцию "лучше, чем у французского короля в Версале".
А. Зубов – Летний сад Летний сад создавался как летняя царская резиденция, для его постройки была выделена часть острова Усадица. С 1704 по 1707 работы под руководством Петра I вел архитектор Иван Матвеев (Угрюмов). Он расширил границы сада, определил первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территорий, создание твердой почвы и посадку деревьев. С 1707 года работы ведутся А. В. Кикиным, а с 1709 года - А. Д. Меньшиковым.
Над осуществлением задуманного плана под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники и сотни работных людей. В 1709 году Петр приказал прислать из Москвы в Петербург 13 молодых ребят по 17-18 лет для обучения садовому делу. Их прикрепляли учениками к садовникам - иностранцам. Некоторые из них впоследствии работали самостоятельно и проявили выдающиеся способности в садово-парковом искусстве – С. Лукянов, И. Сурмин, И. Яковлев и другие. По распоряжению Петра для обучения садовому делу некоторых молодых людей посылали в европейские государства. В 1717 году в Голландию были направлены ученики Славяно-латинской школы Ермолай Крацев, Данила Овсянников и Иван Алабин. Они ''обучались садовому делу и изготовлению урнов ''.
Вид на Летний Сад из дома Петра Первого
В Санкт-Петербург приезжают архитекторы Доменико Трезини в 1703 г., Яган Кинтлер в 1707 . В 1712 году прибыл садовник Ян Розен, проработавший в Летнем саду около 13 лет (1712-1726). Он руководил всеми садовыми работами. В 1713 году приехал архитектор А. Шлютер, в 1715 году – Б. К. Растрелли, весной 1716 года – Ж. Б. Леблон. Жан Батист Леблон, в прошлом архитектор французского короля, был хорошо известен в Европе своими сочинениями о регулярных садах и лабиринтах Версаля. В 1715 году Петру привезли одну из его книг - '' Практика господина Леблона об огородах''. В библиотеке царя были и другие произведения и чертежи архитектора. Несколько позже в Россию из Италии прибыли архитекторы Г. И. Матарнови (1717) и Н. Микетти, из Голландии-Г. Фонболес и другие.
Активно развернувшиеся работы по созданию регулярного сада требовали определенного плана. Таким явился план-чертеж, приписываемый Петру и условно относящийся к 1714-1716 годам. На этом плане четко указаны границы первоначальной планировки, показаны основные продольные, поперечные и лучевые аллеи и другие элементы.
Следующим изображением (чертежом) сада был план Яна Роозена. Он относится к 1716 году, основы его составил чертеж Петра. На этом плане показаны многие черты царского'' огорода '', отсутствующие на первом. В него вошли некоторые декоративные атрибуты регулярного сада, разработанные Ж. Леблоном.
Для осушения заболоченной местности и создания твердой поверхности для деревьев стали рыть пруды и каналы. Самым ранним водоемом стала гавань. Затем в южной части сада, на месте естественного небольшого болотистого водоема, устраивают пруд, получивший название Карпиев. В течение нескольких лет из разных мест в сад завозили землю в огромных количествах. Деревья сажали и летом и зимой.
В 1711 году вдоль западной части сада начали рыть канал, позже названный Лебяжьим. Он отделил сад от огромной площади, которую стали называть Большим лугом, затем Потешным полем. Лебяжий канал соединил Неву с рекой Мойкой.
В 1717 году работы были закончены и прорыт Поперечный канал. Он вытекал из Лебяжьего и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку. Основной массив сада оказался на острове. Пруды и каналы для осушения территории сада одновременно являлись декоративным его оформлением. Исключение составляла гавань или гаванец Петра у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, имевшая форму ковша. В 1705 году Петр приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены ее каменными плитами. Гавань служила для подхода к саду мелких судов.
Летний сад, хотя и был разбит по образцу французского регулярного парка, сохранил черты русских подмосковных садов XVIII в., где обязательно высаживались фруктовые деревья и огородные растения. Парадная часть занимала половину современной территории, а огород с теплицей, плодовыми деревьями, оранжереями- остальную территорию, граничившую с рекой Мойкой. И. Шишкин – Аллея в Летнем саду
Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п. Декоративное оформление боскетов Летнего сада принадлежало Леблону. Под влиянием французских регулярных садов в убранстве появились огибные дороги и другой декор. Основные боскеты с затеями были расположены вокруг Главной аллеи, шедшей, как и теперь, по центру сада.
А. Бенуа – Петр Первый в Летнем саду В одном боскете Леблон спроектировал Овальный пруд. Устройство пруда началось после смерти Леблона и некоторыми работами руководил Петр. Вода в пруду не держалась и Петр приказал поверх глины на дно уложить каменные плиты и залить цементом. В центре пруда устроили небольшой островок с беседкой, купол который завершался фонарем. По берегу пруда помещались восемь деревянных домиков '' столярной работы '' – это были '' птичьи палаты ''.
Осуществилась мечта Петра. В 1720 году он говорил: «Если проживу 3 года - буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля». Летний сад становится центром политической, официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.