Урок географии в 9 классе Познание России © Николаева А.С.
Русь, Родина, Отчизна, Россия… Произнося эти слова, в нашем воображении, в памяти всплывает тонкая березка. Легкий ветерок играет ее шелковыми зелеными косами, треплет их по белым стволам. Простор неоглядный, глубокое голубое небо и белые-белые облака. Это наша родина Россия.
РОДИНА, РОССИЯ
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю», писал Юрий Константинович Ефремов, русский писатель и географ. Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, какова главная задача курса географии России? Какие цели изучения Родины в 9 классе вы поставите для себя лично? Согласны ли вы с утверждением, что Россия может быть понята как «единство в разнообразии»?
Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты сможешь обозреть Все царство друг: границы, грады, реки. Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни – Когда-нибудь, и скоро, может быть, Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге, Все под руку достанутся твою. Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать. Царь: А ты, мой сын. Чем занят? Это что? Федор: Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва, Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море. Вот пермские дремучие леса. А вот Сибирь. Царь: А это что такое Узором здесь виется? Федор: это Волга. А.С.Пушкин. Драма «Борис Годунов» «Воля и труд человека дивные дива творят» Н.А.Некрасов
География – способ познания окружающего мира Объект изучения географии – земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением, для которого характерны свои проблемы: КАКИЕ? География должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т.е. выполнять прикладные (практические) задачи. Задачи географической науки: описывать, объяснять, предсказывать, управлять, создавать новые объекты. природно-физические, биологические, экономические, демографические, социальные, политические, социально-психологические и другие. Среди объектов изучения современной социально-экономической географии главными являются: население, хозяйство и его отрасли, природные условия и ресурсы, пространственные формы их взаимодействия (экономические районы, ТПК, населенные пункты и т.д.). В ходе исторического развития география из «описательной» науки превратилась в науку преобразовательного характера.
География – способ познания окружающего мира Решение важнейших проблем такой огромной многонациональной страны, как Россия, не мыслимо без участия географической науки. География населения позволяет проводить демографическую политику, направленную на стабилизацию демографической обстановки, предвидеть межнациональные конфликты и придерживаться определенной национальной политики. Социальная география позволяет предвидеть социальные последствия экономических процессов (например, рост преступности в результате закрытия градообразующих предприятий). Экономическая география активно участвует в разработке комплексных программ развития страны. Рекреационная география вместе с экологией имеет большое значение для сохранения естественных природных комплексов нашей страны (создание заповедников, курортных зон).
Творцы отечественной географии Николай Николаевич Баранский 126 лет назад в Томске родился Николай Николаевич БАРАНСКИЙ (1881-1963), революционер, географ, член-корреспондент АН СССР (1939), Герой Социалистического труда (1962). Автор основополагающих работ по теории и методологии экономической географии и экономической картографии. Разработал вопросы, связанные с экономическим районированием и географическим разделением труда как пространственной формы общественного разделения труда. Создал новую отрасль советской экономической географии - географию городов; установил методологические принципы советского страноведения. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Именем ученого назван один из вулканов Курильской гряды.
Учебный комплекс по географии России и своего края, 9 класс А.И.Алексеев, руководитель коллектива авторов учебника и атласа, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ им. М.В.Ломоносова. В.И. Сиротин, автор рабочей тетради, главный специалист Министерства образования РФ. Ф.Н.Лисецкий, руководитель коллектива авторов учебника по географии Белгородской области, доктор географических наук, профессор, зав.кафедрой геолого-географического факультета БелГУ.
Выпускной экзамен Возможна сдача экзамена в форме защиты исследовательской работы по географии (участие в работе НОУ «Поиск»).
С чего начинается Родина? Ибряев К. С чего начинается Родина? С улыбок и слез матерей; С тропинки, ребятами пройденной, От дома до школьных дверей. С березок, стоящих веками На взгорье в отцовском краю, С желанья потрогать руками Любимую землю свою. Где наша Отчизна кончается? Гляди — не увидишь границ, В полях горизонт раздвигается При вспышке далеких зарниц. А ночью в морях ее синих Баюкает звезды волна. Нет края-конца у России; Безбрежна, как песня, она. Так что же такое ты, Родина? Поля в перелесках зари. Все очень знакомое вроде бы, А глянешь — и сердце горит. И кажется: можешь с разбега Взлететь, не боясь вышины, И синюю звездочку с неба Достать для родимой страны.