PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / География / Якутские охотничьи традиции и обряды
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Якутские охотничьи традиции и обряды


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Якутские охотничьи традиции и обряды


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Якутские охотничьи традиции и обряды Исследовательская работа ученика 6 класса М
Описание слайда:

Якутские охотничьи традиции и обряды Исследовательская работа ученика 6 класса МОУ СОШ №10 п.Лебединый Киреева Александра

№ слайда 2 Актуальность Отношение человека к правилам поведения в природе, в основе которых
Описание слайда:

Актуальность Отношение человека к правилам поведения в природе, в основе которых лежит почитание духов, уважение к окружающей среде. В сохранении первозданности природы и обитателей животного мира.

№ слайда 3 Проблема Какие обряды проводили якутские охотники в древности, и что сохранилось
Описание слайда:

Проблема Какие обряды проводили якутские охотники в древности, и что сохранилось в наше время.

№ слайда 4 Гипотеза: Если я подробнее узнаю об обрядах сохранения стерха, орла, медведя, ка
Описание слайда:

Гипотеза: Если я подробнее узнаю об обрядах сохранения стерха, орла, медведя, кабарги, которые проводили якутские охотники в древности, то принесет ли мне это больше удачи в моем любимом занятии.

№ слайда 5 Цель исследования:. Исследовать проблему отношения человека к матушке – природе
Описание слайда:

Цель исследования:. Исследовать проблему отношения человека к матушке – природе в прошлом, сравнить отношение людей Севера к соблюдению законов природы в наше время.

№ слайда 6 Обряд посвящения в охотники В старину при его проведении в гости приходили сосед
Описание слайда:

Обряд посвящения в охотники В старину при его проведении в гости приходили соседи, принося с собой мелкие охотничьи трофеи. Смешивали девять видов крови разных животных и окунали в нее лучшую стрелу – сандалы. Пока гости угощались внутри дома. Три старухи во дворе садились друг против друга на шкуру сохатого, и по объему девяти стрел вырезали из кожи основу колчана. После чего каждая, делая три стежка, передавала колчан по кругу. Так продолжалось до полной его готовности. Затем, также передавая друг другу, укладывали в колчан стрелы. Последнюю девятую клала самая старая и выговаривала благопожелание – алгыс. Когда все было готово, будущий охотник выходил во двор, и старухи одевали на него колчан и костяной щиток на запястье, предохраняющий руку при стрельбе из лука, также произнося алгыс.

№ слайда 7 Обряд угощения духа-хозяина охоты Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух-тре
Описание слайда:

Обряд угощения духа-хозяина охоты Изготовлялись атрибуты даров: салама, двух-трехметровая волосяная веревка, в 7-9 местах украшенная перьями совы или лоскутками материи, в 7-9 –кусками зайца или хвостами белки и деревянными макетами охотничьих снастей. Если обряд проводился в доме, мастерился деревянный идол высотой 30-40 см., которого одевали в заячью шкуру. В качестве угощенья выступала молочная пища, каша, куски внутреннего жира коровы, топленое масло и т.д. Обряд угощения выполнялся как в лесу, так и в доме. Мог посвящаться отдельному духу, одному из братьев Байеная. Салама вешали на двух деревьях чуть выше уровня плеч человека на видном месте, опушке леса. Затем угощали жиром, изображение духа-хозяина охоты, произносили алгыс. –благопожелание с восхвалением и обещанием дара. Угощение, своеобразный аванс за будущий отдарок – удачу в охоте, проносилось через огонь или просто разбрасывалось на четыре стороны.

№ слайда 8 Алгыс «Заклинание охотника» Хранитель отчего очага- Белобородый Бырджа Бытык С р
Описание слайда:

Алгыс «Заклинание охотника» Хранитель отчего очага- Белобородый Бырджа Бытык С ресницами в долото, С щедростью меховой, Дедушка-властилин, угощенье мое прими! К тебе, Сестра-госпожа, С просьбой большой иду: Из своего табуна Дикого отбери Сохатого пожирней – Мне пригони – подари! Могучему ревуну, Свирепому топтуну – Медведю Встречу устрой С пальмой моей стальной! Снующую тут и там – Лисицу мне пригони, Бегущего по лугам – Зайца мне пригони, Белку – Вертунью тайги – Выследить помоги. Снежный отменный мех, Светлый мне подари, Снежный , Добычливый след С щедростью протори! Достатком обогати, Прелестью осчастливь, Сладостью успокой Удачею укрепи; С тобой не поговорив, С почтением не одарив, С добычею не приду! Будь же всегда щедра, Эдьилээн-сестра!

№ слайда 9 Баай Байанай - дух хозяин тайги На ранних стадиях развития цивилизации человечес
Описание слайда:

Баай Байанай - дух хозяин тайги На ранних стадиях развития цивилизации человеческая деятельность была тесно увязана с природными процессами и ритмами, что было обусловлено самим уровнем развития средств производства, обеспечивающих воспроизводство человеческого коллектива. Поэтому человек всегда ощущал себя частью самой природы, не отрывая себя от мира природы. Дальнейшее развитие цивилизации вызвало изменение отношения человека к природе как к пассивному объекту одностороннего воздействия. На нынешнем этапе нового уровня развития, поднимая экологические проблемы, по - новому осмысливаешь взаимосвязь природы и человека.

№ слайда 10 В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к природ
Описание слайда:

В этой связи, как нам представляется, интересно отношение наших предков к природе, которое ярко выразилось в обрядах и поверьях, связанных с охотой. Центральной фигурой охотничьих обрядов и поверий якутов является Баай Байанай. Его в мифопоэтике изображают веселым стариком, обросшим рыжими или черными волосами, носящим доху из оленьих шкур, бегающим по лесу или ездящим верхом на олене. Он очень богат мехами, почему носит эпитет "баай". Байаная иначе называют Баай Барыылаах.

№ слайда 11 Орел До птиц, давнего времени были широко распространены такие поверья, как нель
Описание слайда:

Орел До птиц, давнего времени были широко распространены такие поверья, как нельзя убивать орлов, также представителей соколиных и орлиных птиц, так как они заносятся в ранг священных. Орел это царь птиц. Он часто фигурирует в олонхо и всегда с положительной стороны. Отстрел орлов считался большим грехом, оскорблением и мог послать на охотника и его близких болезни, смерть. Существовало поверье, что орел прилетал к жилищу якута умирать. Поэтому орла следует кормить до смерти и хоронить с почестями. Если якут находил мертвого орла, он также хоронил его с почестями и со словами: «Поднимись вверх, в то место откуда ты пришел, в этот мир больше не возвращайся. Твои медные кости я положил на аранасе, твои серебряные кости я поднял». В 50-60 годы перестали действовать поверья, согласно «Правилам охоты ЯАССР» хищных птиц стали истреблять. Это привело к резкому сокращению численности хищных птиц. В настоящее время они занесены в «Красную книгу Якутии».

№ слайда 12 Стерх – священная птица. Она олицетворение доброты и красоты, где бы она не появ
Описание слайда:

Стерх – священная птица. Она олицетворение доброты и красоты, где бы она не появилась творит доброе дело, помогает людям. В старинных приданиях описываются события устройства первого ысыаха (якутского Нового года). Элляй благодарил добрых духов – айыы – каждый раз трижды выливал (кормил) на огонь немного кумыса с маслом. В это время над урасой летели три огромные белые птицы. Это были высшие духи – покровители. С тех пор он стал быстро богатеть. По преданию это были стерхи, которые являются предвестниками благополучия и счастья. Превращаясь в духов, они помогают попавшим в беду. Якуты считали, что стерх показывается людям только к счастью. Места где видели танец и пение стерхов, относили к священным. Эти птицы занесены в «Красную книгу мира».

№ слайда 13 Из диких млекопитающих наиболее почитаемым считается медведь, но он не относится
Описание слайда:

Из диких млекопитающих наиболее почитаемым считается медведь, но он не относится к священным. Существовало поверье, что о медведе нельзя говорить худые слова, ругать, громко говорить вслух слово «медведь». Перед охотой просили у духов охоты и леса, совершали ритуальный обряд. считают, что тело медведя похоже человека. Это связано с поверьем, что медведь очень умный, как человек, он все слышит и понимает, знает про людей очень много. Охотники считают, что тело медведя похоже человека.

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 кабарга   Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величиной с
Описание слайда:

кабарга   Был поучителен обычай с кабаргой (буучээн). Это маленькое, величиной с зайчика, красивое животное чуть ли не полностью истреблено из-за целебной «кабарговой струи». В смысле мясности, одной тушкой кабарги не накормить многих голодных. Когда такая малютка попадала в самолов, предназначенный для лося, устраивали совершенно всерьез уморительную сценку. Привезя ее к урасе, жильцам урасы подавали условные сигналы, применяемые в случаях добычи самого крупного жирного лося локой, т. е. подойдя к двери, не входили, а стучали. На вопрос: «Кто там?» отвечали: «Пришел Байанай, только двери малы - не влезает». Хозяйка и малыши с радостным смехом кидались кормить огонь со словами: «Спасибо Байанаю!». Подросший сын принимался демонстрировать имитацию стесывания части дверного косяка и вынужденной разборки части входа для втаскивания в жилище слишком крупногабаритной добычи. Затем все присутствующие инсценировали якобы непосильность поднять тяжеловесную и «невлезающую» в дверь тушку, «кое-как» втащив «великую» добычу, приплясывая «хук-хук» скандировали: «Добро пожаловать к нам, щедрый Байанай». Обряд заканчивался кормлением личного промыслового божка охоты. Данный обычай приучал одинаково радоваться великим и малым дарам. Считалось, что бог охоты благоволит радушным и благодарным, гневясь на недовольных: и равнодушных.

№ слайда 16 Современная охота
Описание слайда:

Современная охота

№ слайда 17 охота на зайца
Описание слайда:

охота на зайца

№ слайда 18 Охота на глухаря
Описание слайда:

Охота на глухаря

№ слайда 19 Охота на лося
Описание слайда:

Охота на лося

№ слайда 20 Численность основных видов охотничьих животных, включая птиц Виды животных Числе
Описание слайда:

Численность основных видов охотничьих животных, включая птиц Виды животных Численность особей 1986 г. 1987 г. 2009 -2010 гг Кабарга 153,2 тыс. 154,0 тыс. 8,9 тыс Лось 621,5 тыс. 606,6 тыс. 60,3 тыс. Олень северный (дикий) 1169,3 тыс. 1203,0 тыс. 90тыс. -95 тыс. Заяц -беляк 4847,9 тыс. 4876,0 тыс. 297,4 тыс. Лисица 420,2 тыс. 453,8 тыс. 21,7 тыс. Соболь 886,0 тыс. 997,6 тыс. 155,0 тыс. Медведь 110,1 тыс. 115,4 тыс. 18 – 20 тыс. Глухарь 2311,0 тыс. 2816,1 тыс. 143,13 тыс.

№ слайда 21 НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ 1.Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её в
Описание слайда:

НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ 1.Жить в дружбе с дикой природой, не считать себя её владыкой. 2. Нельзя бить дичь во время промысла всю без остатка, бить спящих животных, убивать любую живность ради баловства, нельзя брать все яйца из гнезда. 3. Охотник, уходящий на долгий отдых должен убрать все самоловные снасти, обезопасить волчьи ямы, загонные изгороди и другие ловчие устройства. 4. Нельзя нарушать покой и убивать птиц и зверей с малыми детенышами. 5. Подкармливать зверя, чтобы не покидал свою территорию, выводил на ней потомство. 6. Не навреди живой природе, ибо она твоя родная мать, а ты лишь дитя её. 7. Не истощай природу, ибо её блага – достояние будущих поколений. 8. Береги природу. Относись к ней ответственно. Ибо беды ниспосланные тобой природе, обернутся против тебя же и твоих потомков. 9. Помогай природе залечивать тобою же нанесенные раны. Дурными действиями не унижай и не оскорбляй её. 10. Все в природе имеет свою душу и нуждается в почтительном, уважительном отношении к себе.    

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru