МОУ «Большеберезниковская ООШ» Исследовательская работа «Истоки единения мордовского и русского народов на примере Большеберезниковского района». Выполнила: Аниськина Алевтина 4 класс
Цель моей работы – изучение единения русского и мордовского народа. Задачи: - исследовать истоки единения, начиная с язычества, на примере Большеберезниковского района; - доказать, что тысячу лет наши народы живут вместе, взаимно обогащая свою материальную и духовную культуры, помогая друг другу, защищая границы нашей великой Родины.Актуальность: В 2012 году мы отмечаем 1000 – летие единения мордовского народа с народами Российского государства.
До принятия христианства мордва и русские были язычниками. Своим божествам они приносили дары.
В жертву приносили животное, птицу, рыбу.
Священная Поляна находится недалеко от с. СимкиноМордва молилась у четырёх больших дубов. В одном из них есть дупло, в которое старейшины помещали жертвенные приношения.
Посетив это место, следуя традиции, я привязала кусочек материи к ветке старого дуба, загадав желание.
По мнению В. О. Ключевского взаимодействие славянских и финно-угорских племен носило мирный характер, происходило взаимообогащение культур.
О тесных экономических связях свидетельствует клад серебряных монет 14– 15 вв., найденный у с. Черная Промза в 1961 году. Всего в нем насчитывалось 2547 монет .Это самый большой из известных русских ранних монетных кладов. Его изучал профессор Московского госуниверситета Г.А. Федоров-Давыдов, чьи исследования легли в основу научного труда «Монеты Московской Руси».
Рука об руку мордва вместе со славянами сражалась против печенегов, татар. После взятия Иваном Грозным Казани, мордовский край стал юго- восточной окраиной Русского государства, на которую часто нападали ногайцы. Поэтому в 16-17 веках строятся засечные черты и появляются города крепости: Алатырь, Темников, Саранск. Так образовалось и село Большие Березники.
В 18 веке на основе русской графики стала складываться мордовская письменность. Строились церкви, но элементы язычества оставались еще долго. Так на могильных крестах сел Симкино и Паракино сохранились символы – тешксы.
Троицкий храмПостроен в Березниках 1804 году помещиком Петром Алексеевичем Мальшиным. В 1939 году храм был разрушен, на его месте была построена школа №1.Успенская церковьС.Марьяновка .Построена помещиком Араповым Александром Александровичем в 1898 году.
Мордовское крестьянство вместе с русским, выступало против царизма , гнёта феодалов, поддерживая Разина и Пугачёва. Мы помним имена Патриарха Никона, Аввакума, непобедимого флотоводца Ф.Ф. Ушакова , Н.П. Огарёва.
В 1878 году инспектором народных училищ И.Н. Ульяновым в Косогорах, Пермисях, Починках были открыты школы. Его приезд сохранился в памяти жителей Шугурова. Говорят, что он приказал убрать из класса плеть. Увидев убогое одеяние некоторых школьников, достал из бумажника деньги, передал их учителю, чтобы тот купил ребятам одинаковые рубашки.
У истоков становления театра в Мордовии стояла композитор В.С. Серова , приехавшая в 1890 году в с. Судосево. Она организовала столовые, школу, сиротские приюты.
Судосевская оперная труппа гастролировала по городам Поволжья, а также в Петербурге и Москве. Деятельность В.С. Серовой высоко оценил Л.Н. Толстой « Ваше дело, - писал он ей, - великое дело».В.С. Серова среди участников организованной ею оперной группы
Трудящиеся Мордовии боролись за Советскую власть. 19 марта 1919 года в нашем селе вспыхнул кулацкий – «чапанный» мятеж , были убиты коммунисты.
Другим серьёзным испытанием , которое ещё больше сплотило наши народы , стала Великая Отечественная Война. Мордовия гордится М.А. Пуркаевым , М.П . Девятаевым и многими другими.
Только в нашем районе 6 героев СССР : Лукьянов А.Е., Адушкин И.П., Зинов Н.В., Лемайкин И.С., Виноградов Г.П., Мотин И.Н.
Сражался против захватчиков В. М.Коломасов – член Союза писателей СССР, уроженец с.Старые Найманы. Его односельчанин , Народный писатель Мордовии К. Г . Абрамов , находился в фашистском плену 3 года.
Фронтовые подвиги дополнялись подвигами в тылу . На нашей Большеберезниковской земле возводился Сурский рубеж. Это была линия солидных полевых укреплений.
Елизавета Семёновна Псянина из Мариуполя участвовала в строительстве. В холода с рассвета до заката не выпускали люди из рук лопату и кирку.
Уроженцы района принимали участие в Афганской войне , «горячих точках». Недавно на здании нашей школы открыта мемориальная доска, в честь Сорокина В.А., смертельно раненого в г. Кабуле.
Посмертно орденом Мужества за военные действия на Северном Кавказе награждён уроженец с. Старые Найманы О. Николаев.
21 век Россия и Мордовия начали с возрождения святынь. В 2006 в Саранске был построен Кафедральный собор во имя святого праведного воина Феодора Ушакова.
Воссоздан приход Троицкой церкви в нашем селе. В 2005 году положено начало в основание будущего храма Для совершения чина освящения был приглашен Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий
Храм Покрова Пресвятой Богородицыоткрыт в 2007 году в с. СудосевоОсвящение проводил Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий
Часовня Иконы Божией Матери « Живоносный источник» .Открыта в 2009 году в с. Николаевка
Сейчас Мордовия стала крупным спортивным центром России. А. Мишин, Д. Нижегородов, О. Каниськина , В. Борчин известны всей стране.
А уроженцы нашего района принимают активное участие в жизни страны. Это: Главный Федеральный инспектор по РМ А.М. Пыков, В.И. Гришин ректор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Таким образом , уже тысячу лет наши народы живут вместе , взаимно обогащая свою материальную и духовную культуры, помогая друг другу, защищая границы нашей великой Родины.
Методики исследованийИнтересующие меня сведения были получены из научной литературы, материалов районной библиотеки, часть информации получена при посещении районного краеведческого музея, часть - взята из периодической печати. Я ознакомилась с местом молений мордвы в лесу около с.Симкино. Изучила тешксы на могильных крестах кладбищ. Посетила храмы в Березниках, Марьяновке, Судосеве, Часовню в Николаевка .Общалась с жителями сёл Шугурово, Паракино, Старые Найманы.
Источники : Архитектурные:Храмы в с. Марьяновка, с. Б.Березники, с. Судосево, Часовня в с. Николаевка.Фотографии :-В.С. Серовой;-Троицкого храма в 1804 году;- В.С. Серовой среди участников оперной группы;- Открытия церкви в с. Судосево и Часовни в Николаевке; - Николаева О.С. Вещественные:- Мемориальные доски на здании школ Шугурова и Березников;- Дубы на поляне с. Симкино;- Тешксы на могильных крестах с. Паракино Письменные:Газеты « Присурские вести» :№32 (7239) от 26 июля 2007 года; от 20 декабря 2007 года; №31 (7238) от 19 июля 2007 года.; №25 (7232) от 7 июня 2007 года.
Использованная литератураЭнциклопедия «Мордовия» // Саранск 2004 г. // главный редактор А.И. Сухарев.« История и культура мордовского края XIX век» // издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева 2007 г. // В.М. Арсентьев, В.И. Захаров, Г.А. Корнишина, Н.И. Мамонова, А.С. Тувин.« История и культура мордовского края в XVII – XVII веках» //Издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева 2007г. // Э.Д. Богатырев, Н.В. Заварюхин, Т.Ю. Задкова, Г.А. Корнишина, Е.В. Никишова. « Мы мордва» // издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева 2007г.// Н. Мокшин.« Мордва. Мокша – Эрьзя» // Мордовское книжное издательство. Саранск 2004 г. // Автор: Маркова С. С.« Энциклопедический словарь « Мордовия – кто есть кто» // Саранск 2002 г. // Редактор : П.Д. Грузнов.« Древняя мордва» // Издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева 2007 г. // Автор: В. Вихляев.
Спасибо за внимание!