Государственный кредит Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.Управление государственным кредитом.Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.
1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Государственный кредит – это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов. У них особое назначение и порядок использования. Таким образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Субъекты кредитных отношений ГосударствоЮридические и физические лица, предприятия различных форм собственности, иностранные государства, международные финансовые организации
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между этими субъектами, при которых государство выступает в качестве: Заемщикат. е. занимает денежные средства у физ.и юр. лицявляется преобладающейКредиторат. е. выдает ссуды физ. и юр.лицам и др.;в количественной отношении значительно нижеГарантакогда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение др.обязательств, взятых физ. и юр.лицами.
Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.
Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов,регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. регулируется необходимое количество денег в обращении.
распределительная – перераспределение фин. ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;регулирующая : Экономическая сторона-стимулирование развития отдельных отраслей, пр-тий, территорий, путем выделения им целевых кредитов, выделение бюдж. средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона -связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы; функция учета и контроля – целевое и рациональное использование средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов. добровольный характер, хотя известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма госкредита возвращается;платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.
Государственный кредит внутренний внешний т. е. сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств, а именно депозита;казначейские ссуды, т. е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;государственные займы свободные денежные средства предприятий, населения привлекаются на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг;
Государственные займы классифицируют: I. По субъектам заемных отношений: размещение центральными органами власти; размещение местными органами власти. II. В зависимости от обращения на рынке: рыночные (свободно покупаются, продаются и являются основными при финансировании бюджетного дефицита); нерыночные (не могут свободно покупаться и продаваться, на рынке ценных бумаг не обращаются, выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов). III. От срока привлечения средств: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 лет).
IV. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств: закладные (выпускают местные органы власти и обеспечиваются конкретным имуществом или доходом); беззакладные (которые выпускаются центральным органом власти и обеспечиваются гарантией государства). V. По характеру выплачиваемого дохода: выигрышные (мало пользующиеся спросом); процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год); с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга). VI. В зависимости от метода определения дохода: с твердым доходом (фиксированный процент дохода); с плавающим доходом (процент дохода пересматривается). VII. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа: с правом досрочного погашения, когда заемщик имеет право выпустить и разместить новый заем и погасить старый; без права досрочного погашения.
Внешний государственный кредит выступает в форме международного кредита. Государство выступает на мировом рынке или в роли заемщика или в роли кредитора.
2. Управление государственным кредитом - совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Высшим органом управления являетсяФедеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: 1. Минимизация стоимости долга для заемщика.2.Недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.3. Эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов.4.Обеспечения своевременного возврата кредитов.5.Минимизации вывоза полученных доходов из страны
В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.В соответствии с БК РФ Правительство разрабатывает две программы:Программа государственных внешних заимствований;Программа государственных внутренних заимствований. Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ. Меры воздействия, применяемые ЦБ делятся на две группы:«Пожарные» меры – поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры действенны на короткий промежуток времени – 2-3 дня.Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности в том, что кредиты будут предоставлены.
3. Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор. Заемная деятельность государства связана с привлечением ресурсов на общегосударственные нужды, в основном для покрытия бюджетного дефицита.Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.В результате заемной деятельности образуется государственный долг.Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Правительство должно регулярно выплачивать проценты по долгу. 1 - увеличение налогов = сокращение выпуска продукции2 - новые займы = размещение новых займов для погашения задолженности по уже выпущенным – рефинансиро-вание государственного долга.3 - печатать деньги = инфляция (хотя автоматической связи нет).
В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на: государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ муниципальный долг В зависимости от слагаемых компонентов государственный долг бывает: капитальным, основным ,текущим.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.Капитальный государственный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств на определенную дату. Основной долг - - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг - предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Текущий государственный долг состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Внешний госдолг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги, кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний государственный долг - это долг своему населению. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.В современных условиях внутренний государственный долг создается, прежде всего, не как финансовый, а как политический инструмент, с помощью которого правительство создает общественный слой, материальные интересы которого нацелены на укрепление государства.
Способы регулирования долга. Управление государственным долгом предполагает как текущее обслуживание долга (выплату процентов по нему), так и погашение основной суммы долга. Это можно назвать надлежащим обслуживанием долга. РЕФИНАНСИРОВАНИЕ во-первых, в связи с нормальным (надлежащим) обслуживанием долга;во-вторых, с ненадлежащим обслуживанием.В первом случае, рефинансированием называется погашение долга за счет финансовых ресурсов от выпуска других долговых инструментов нового транша того же вида, что и предыдущие долговые обязательства.Во втором случае речь идет о ненадлежащем обслуживании долга, когда возможность погашения долговых обязательств отсутствует или вызывает серьезные сомнения. В такой ситуации заемщик по договоренности с кредиторами осуществляет эмиссию новых долговых инструментов с новыми инвестиционными характеристиками для погашения обращающихся долговых обязательств.
СТЕРИЛИЗАЦИЯ Стерилизация долга означает сокращение госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении с возможными негативными последствиями (рост инфляции и т.д.). Поэтому термин стерилизация неприменим к нормальному погашению с теоретической точки зрения. В российской экономической практике под стерилизацией долга принято понимать снижение размера государственного долга за счет нормального погашения. В мировой практике этот термин носит несколько иной смысл. В мировой практике существует более широкий термин, обозначающий нормальное погашение долга без привлечения новых заемных ресурсов, который может быть дословно переведен как отзыв долга. Негативные последствиярост инфляции вследствие увеличения денежной массы в обращении;при определенных условиях рост цен;снижение уровня реальных доходов населения за счет сокращения финансирования социальных программ.
Ненадлежащее обслуживание долга означает задержку выплаты процентов или основной суммы долга.При ненадлежащем обслуживании долга может возникнуть дефолт, содержащий в себе ряд негативных последствий. Дефолт - отказ заемщика от выполнения своих обязательств. Технологически дефолт объявляется не заемщиком, а его кредиторами. Однако фактически о своем дефолте объявляет сам заемщик, отказываясь выполнять свои обязательства.
Полный дефолт означает, что заемщик не исполняет свои обязательства по всем долговым инструментам. Частичный дефолт – это состояние, при котором заемщик не исполняет свои обязательства по одному или нескольким инструментам.Технический дефолт, при котором происходит неисполнение какого-либо долгового обязательства на протяжении 10 банковских дней. По истечении этого срока термин «технический» будет устранен, если должник не предпримет меры к урегулированию долга.
Аннулирование отказ от уплаты государственного долга.Происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства, выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства В мировой практике существуют три основных (базовых) метода урегулирования долга 1.Реструктуризация 2.Конверсия 3.Списание Вышеуказанные методы в чистом виде, как правило, не применяются.
Реструктуризация долга - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Конверсия долга - любая замена старого долга на новый актив, включая замену старого долга на новый долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под конверсией долга понимается обмен долга на собственность (своп)."Своп" в форме обмена долга на акции (собственность) применяется в международной практике в двух вариантах: кредитор продает государственный долг с дисконтом на валюту должника и на выручку покупает пакеты ценных бумаг страны-заемщика;задолженность непосредственно обменивается на акции предприятий, принадлежащих государству (полностью или частично).
Динамика государственного долга характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату суммарную величину непогашенных долговых обязательств. http://budget.mos.ru/debt_types 03.04.2013, Москва 19:34:55 Внешний долг РФ за I квартал 2013г. вырос на 8,3% и на 1 апреля с.г., по оценке Центрального банка (ЦБ) РФ, составил 684 млрд 350 млн долл. Такая информация содержится в материалах ЦБ РФ.Внешний долг органов государственного управления на 1 апреля 2013г. составил 46 млрд 389 млн долл. (включая долг бывшего СССР - 2 млрд 105 млн долл. и новый российский долг - 43 млрд 441 млн долл.) против 47 млрд 822 млн долл. на начало года. Таким образом, за I квартал 2013г. долг органов государственного правления снизился на 3%.Задолженность органов денежно-кредитного регулирования составила на 1 апреля 2013г. 19 млрд 876 млн долл. против 15 млрд 984 млн долл. на начало года (рост на 24,3%).Долг банковского сектора вырос за I квартал 2013г. на 2,1% и составил на 1 апреля текущего года 205 млрд 779 млн долл., внешняя задолженность прочих секторов экономики увеличилась на 12,5% - до 412 млрд 305 млн долл.Кроме того, Банк России пересмотрел данные по внешнему долгу РФ по состоянию на 1 января 2013г. Согласно скорректированным данным, внешний долг РФ за 2012г. вырос на 17,2% и 1 января с.г. составил 631 млрд 784 млн долл. Ранее сообщалось, что данный показатель по итогам прошлого года составил 623 млрд 963 млн долл., увеличившись за 2012г. на 15,4%.
Государственный внешний долг России на 1 февраля 2013г. составил 50 млрд 644,6 млн долл. (или 37 млрд 536,8 млн евро), что на 0,25% меньше, чем на начало 2013г., сообщается в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ. Государственный внешний долг РФ на 1 января 2013г. составлял 50 млрд 769,2 млн долл. (или 38 млрд 330,9 млн евро). Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за январь 2013г. снизилась на 4,9% — до 311,1 млн долл. (230,6 млн евро). Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба на 1 февраля 2013г. составила 1 млрд 96,1 млн долл. (812,4 млн евро), что не отличается от уровня начала года.Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 февраля 2013г. составила 22,7 млн долл. (16,8 млн евро), что на 0,87% меньше, чем на начало года. Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами — участницами Совета экономической взаимопомощи — за январь 2013г. снизилась на 0,49% и на 1 февраля 2013г. составила 986,2 млн долл. (731 млн евро).Задолженность перед международными финансовыми организациями за январь 2013г. уменьшилась на 1,1% и на 1 февраля 2013г. составила 2 млрд 3,7 млн долл. (1 млрд 485,1 млн евро). Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 февраля 2013г. составила 11 млрд 308,8 млн долл. (8 млрд 381,9 млн евро), уменьшившись на 0,7% за январь с.г. Задолженность по еврооблигациям РФ на 1 февраля 2013г. составила 34 млрд 910,4 млн долл. (25 млрд 874,9 млн евро), что не отличается от уровня начала года.Ранее стало известно, что за 2012г. государственный внешний долг России вырос на 41,8%, составив на 1 января 2013г. 50 млрд 769,2 млн долл. (или 38 млрд 330,9 млн евро).