* преподаватель: Головина Е.А. Добро пожаловать! География природных ресурсов мира преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Цель занятия: Сформировать понятие «ресурсообеспеченность» территорий. Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов. Научиться давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Мы узнаем: Классификацию природных ресурсов и понятие ресурсообеспеченности; Земельные ресурсы: два противоположных процесса; Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды; Ресурсы Мирового океана: океан «болен». преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Что есть что Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые при данном уровне технического и технологического развития могут быть использованы для производства материальных благ. Главное свойство природных ресурсов – расходуемость (т.е. запасы имеют определенную величину) и возможность изъятия из природной среды. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Классификация природных ресурсов преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * По происхождению: Полезные ископаемые (минеральные ресурсы); Климатические ресурсы; Водные; Земельные (почвенные); Биологические; Ресурсы Мирового океана. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * По исчерпаемости: Исчерпаемые: Невозобновимые (минералы, руды цветных металлов, сера и т.п.); возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические); Неисчерпаемые: энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов и отливов, течений. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * По применению: Для промышленности: Топливно-энергетические; Металлургические; Химическое и прочее сырьё. Для сельского хозяйства: Земельные; Почвенные; Агроклиматические. Для отдыха и туризма: Рекреационные ресурсы. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Ресурсообеспеченность Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она измеряется либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения. На показатель ресурсообеспеченности влияют: Богатство или бедность территории природными ресурсами; Масштабы их извлечения (потребления). Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – эти государства обеспечены практически всеми природными ресурсами. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Земельные ресурсы мира преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Земельные ресурсы: два противоположных процесса Земельные ресурсы – это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности. Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом. Земля – источник жизни; Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами. Составляет 13,1 млрд.га. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Сельское хозяйство мира преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Сельское хозяйство мира Все страны мира различаются размерами пашни, степенью распаханности территории и показателями обеспеченности пахотными угодьями на душу населения. В целом по миру обеспеченность уменьшилась в 2 раза. На неё воздействуют 2 процесса: Расширение земель; Ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание, опустынивание. Пустыня – географическое, равнинное или гористое пространство, лишённое растительности. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Пустыня преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Минеральные ресурсы. Достаточно ли их? Сегодня к ногам человечества Сложена вся таблица Менделеева Акад. А.Е.Ферсман Особенности всех видов минеральных ресурсов – их невозобновимость, хотя их образование происходит непрерывно. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Минеральные ресурсы мира преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям: Топливные ПИ – имеют осадочное происхождение и сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам; Рудные ПИ – сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям (Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский, оловяно-свинцовый пояс – в Китае, Вьетнаме). преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Топливно - энергетические ресурсы преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Топливно - энергетические ресурсы Лучше всего человечество обеспечено угольными запасами. Известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, основная часть которых находится в северном полушарии. Из 600 разведанных нефтегазовых бассейнов разрабатываются 450 в 95 странах мира. Россия – ведущая газовая держава. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Драгоценные камни и металлы преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Драгоценные камни и металлы Месторождения драгоценных камней часто являются вторичными. Благодаря процессам выветривания первичных месторождений драгоценные камни, более устойчивые, накапливаются в рыхлых отложениях рек и прибрежной полосы океанов и морей – откуда их легко можно добыть промывкой. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Драгоценные камни и металлы Намывание золота Золотые самородки платина преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Водные ресурсы суши: проблема пресной воды преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Водные ресурсы суши: проблема пресной воды. Ресурсы пресной воды, составляющие только 25% от общего объёма гидросферы отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности суши. В ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках находится «неприкосновенный запас». Речные (русловые) воды составляют 40 тыс.км3. Потребление пресной воды растёт и превышает 4 тыс. км3 в год. В экономически развитых странах городской житель использует 300-400 л. в сутки. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Главные потребители пресной воды Сельское хозяйство; Промышленность; Электроэнергетика; Коммунально-бытовые службы. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Питьевая вода уже стала стратегическим ресурсом. Объясняется это нехваткой пресной воды ввиду неравномерности распределения её запасов и возрастающих объёмов потребления, резким ухудшением качества поверхностных вод в результате хищнического отношения. 1,5 миллиона человек лишены возможности пить чистую воду. Ежегодно 3 млн. человек умирают от инфекций (тиф, холера, дизентерия), приносимых грязной водой. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Растительные ресурсы преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Главный вид растительных ресурсов – лесные – самые большие, самые сложноорганизованные и самосохраняющиеся экосистемы. Они покрывают около 30% земной поверхности ( 3866 млн.га). Главными характеристиками лесных ресурсов служат размеры лесной площади и запасы древесины на корню. Важен показатель площади сохранившихся лесов. Более 80% таких лесов приходится всего на 15 государств: РФ, Канаду, Бразилию, США и т.д. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Мангровые леса Тропические леса Бутылочное дерево преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Ресурсы Мирового океана преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Главный ресурс – морская вода Запасы – 1370 млн. км3 или 96,5%; На каждого жителя планеты приходится – 270 млн. м3 океанской воды; «живая вода» - это 75 химических элемента таблицы Менделеева; 1 км3 воды содержит – 37 млн. тонн растворённых веществ: соли – 20 млн.т., серы – 6 млн.т., много соды, брома, алюминия, кальция, натрия, меди, тория, золота и серебра. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Минеральные ресурсы дна океана На континентальном шельфе – нефть и газ: 1/3 от общей мировой добычи. Мексиканский залив – 57 действующих скважин; Северное море – 37; Персидский залив – 21; Гвинейский залив – 15. Глубоководное ложе океана – железомарганцевые конкреции; Сокровища затонувших кораблей. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Энергетические ресурсы дна океана Приливные электростанции – суммарная мощность приливов – 1-6 млрд.кВт*ч, что превышает энергию всех рек земного шара. Возможности имеются в 25-30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Самыми большими ресурсами приливной энергетики обладают: Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. Волновые электростанции, использующие энергию морских течений. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Биологические ресурсы дна океана Биомасса насчитывает 140 тыс. видов – это животные (рыбы, млекопитающие, моллюски, ракообразные) и растения, обитающие в его водах. Основную часть биомассы составляет фитопланктон и зообентос. Нектон – рыбы, млекопитающие, кальмары, креветки (свыше 1 млрд.т). преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Хозяйственное использование вод Мирового океана Самые продуктивные акватории – это северные широты: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США (моря: Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов). Мировая добыча рыбы и морепродуктов = 110 млн.тонн в год. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Океан «БОЛЕН» В него ежегодно попадает 1 млн.тонн нефти ( от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязнённых судов). Отходы промышленности: тяжёлые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Рекреационные ресурсы преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * Рекреационные ресурсы Основа отдыха туризма. Это как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые могут использоваться для отдыха, туризма и восстановления здоровья. Рекреационные ресурсы делятся на 4 главных типа: Рекреационно-лечебные (например, лечение минеральными водами); Рекреационно-оздоровительные (купально-пляжные местности); Рекреационно-спортивные (горнолыжные базы); Рекреационно-познавательные (исторические памятники). преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * К природно-рекреационным ресурсам относятся морские побережья, берега рек, озёр, горы, лесные массивы, выходы минеральных вод, лечебные грязи. Главные формы: зелёные зоны городов, заповедники и заказники, национальные парки. К рекреационным ресурсам относятся культурно-исторические достопримечательности: Московский Кремль, римский Колизей, афинский Акрополь, гробница Тадж-Махал в Агре (Индия) и др. Международный туризм особенно развит в Италии, Испании, Турции, Швейцарии, Индии, Египте и других странах мира. преподаватель: Головина Е.А.
преподаватель: Головина Е.А. * преподаватель: Головина Е.А.