• Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. • Обобщить знания о плане и карте. • Сформировать знания о картографической проекции. • Продолжить формирование умений работать с картой. • Ознакомить учащихся со способами изображения земной поверхности. • Обобщить знания о плане и карте. • Сформировать знания о картографической проекции. • Продолжить формирование умений работать с картой.
1. Назовите источники географической информации. 2. Что такое географическая карта? 3. Проверка описаний выбранных фотографий. 1. Назовите источники географической информации. 2. Что такое географическая карта? 3. Проверка описаний выбранных фотографий.
Географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы. Географическая карта — величайшее творение человечества. Она служит замечательным средством познания и преобразования окружающего мира. К ней обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, ученые и военные, и каждый находит нужные ответы на свои вопросы.
Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее. Исключительно важна роль карты в обучении географии. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете. По ним можно изучать взаимное расположение материков и кварталы городов, транспортные потоки между странами и маршруты перелета птиц. На некоторых картах можно увидеть дно океана, строение земной коры, ледниковые покровы прошлого и даже заглянуть в будущее.
Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое. Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость. Самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек и гор дает глобус. На карте же земная поверхность изображена с искажениями, так как нельзя выпуклую поверхность без разрывов наложить на плоскость.
Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам. Как же перейти от глобуса к карте, как перенести сферическую поверхность Земли на плоскость? На помощь приходит градусная сеть. (Вспомните: что называется градусной сетью?) С ее помощью по клеткам можно перенести с глобуса контуры материков, реки, города и другие точки по их географическим координатам.
Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические. Картографические проекции различаются по построению. В зависимости от способов переноса градусной сети с глобуса на плоскость карты бывают следующие проекции: азимутальные, цилиндрические, конические.
В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях В зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий. Сеть параллелей и меридианов — это основа, каркас любой карты, которая затем наполняется географическим содержанием. Рисунок 2 на с. 8 учебника наглядно показывает, как по-разному выглядит сеть меридианов и параллелей в разных картографических проекциях
Изучая суть проекций, Надо помнить положение: С переходом сферы в плоскость Неизбежны искажения. Карты вовсе не безгрешны И в пределах разных норм Нарушают верность линий, Площадей, углов и форм. Изучая суть проекций, Надо помнить положение: С переходом сферы в плоскость Неизбежны искажения. Карты вовсе не безгрешны И в пределах разных норм Нарушают верность линий, Площадей, углов и форм.
Карты делят на группы по какому-либо одному признаку (рис. 4 учебника). Например, карты атласа можно разделить по охвату территории на такие группы: мировые карты и карты полушарий, изображающие поверхность всего земного шара; карты отдельных материков, океанов и их частей; карты стран и их частей; карты городов и районов. Карты делят на группы по какому-либо одному признаку (рис. 4 учебника). Например, карты атласа можно разделить по охвату территории на такие группы: мировые карты и карты полушарий, изображающие поверхность всего земного шара; карты отдельных материков, океанов и их частей; карты стран и их частей; карты городов и районов.
По назначению По назначению научно-справочные — предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации; культурно-образовательные — предназначены для популяризации знаний, идей; учебные — используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин; технические — отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий; туристские и др.
1) изучить § 3; 1) изучить § 3; 2) ответить на вопросы 1—3; 3) выполнить задания 4 и 5.