ПЛАВАНИЕ ТЕЛТворческая тема:Где искатьзатонувшие корабли?Автор: ТРИФОНОВАЕЛЕНА ВИКТОРОВНАучитель физики МОУ СОШ № 5 г. Рассказово
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: ПЛЫТЬ ИЛИ ТОНУТЬ - ВЫБОР ЖИДКОСТИ ИЛИ ТЕЛА?
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Данный проект реализуется в рамках учебного предмета физики и ориентирован на учащихся 7 класса.Проект акцентирует внимание учащихся на выяснении условий, при которых тело в жидкости тонет, всплывает и плавает.Учащиеся находят ответы на проблемные вопросы в процессе исследовательской деятельности, обобщая и систематизируя знания о выталкивающей силе, действующей на погруженные в жидкость тела.Опираясь на источники информации, дидактические материалы, лабораторные исследования учащиеся приходят к необходимым выводам.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;Развитие интереса к науке;Развитие критического мышленияПриобретение навыков работы с большими объемами информации;Совершенствование умений обозначить проблему и наметить пути ее решения;Формирование культуры проектной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: Расширить и закрепить представления учащихся о действии жидкости на погруженное в нее тело.Освоить понятия «осадка судна», «ватерлиния», «водоизмещение судна», «грузоподъемность судна».Закрепить умение кратко излагать свои мысли устно и письменно.Научить проводить самостоятельные исследования и обрабатывать их результаты.Формировать навыки работы в группе.
ГИПОТЕЗА: Если применять проектную деятельность при изучении частных, небольших вопросов физики, то организация самостоятельного поиска и исследований учащихся физических закономерностей будет эффективнее, а общие вопросы физики найдут для учащихся свое отражение в повседневной жизни.
ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Почему одни тела плавают, а другие тонут?От чего зависит грузоподъемность судна?Какие живые существа обитают на большой глубине?Какова история кораблестроения?
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА «Мозговой штурм» (формулирование тем исследования учеников) – 1 урок, 15 минутФормирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1 урок, 20 минутВыбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) - 1 урок, 10 минутОбсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 2 урок, 15 минут
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав - 2 урок, 10 минутСамостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе - 2 урок, 20 минутСамостоятельная работа групп по выполнению заданий - 3 урок, 45 минутЗащита полученных результатов и выводов - 4 урок, 45 минут
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: Презентация учащихся «Почему одни тела плавают, а другие тонут?»;Презентация учащихся «Мудрецы в тазу»;Буклет «Из истории кораблестроения»;Бюллетень «Обитатели морских глубин»;Веб- сайт.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: Билимович Б. Ф. Физические викторины. – М., 1967.Блудов М. И. Беседы по физике. В 2 ч. – М., 1984.Бублейников Ф. Д. , Веселовский И. Н. Физика и опыт. – М., 1970.Гальперштейн Л. Забавная физика. – М., 1993.Кириллова И. Г. Книга для чтения по физике. – М., 1986. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. – М., 1986.Перельман Я. И. Занимательная физика. В 2 кн. – М., 1983.Перышкин А. В. Физика 7 класс. – М., 2002.Солопова И. К., Вязовова О. В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). - Тамбов, ИПКРО, 2005.Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. В. Перышкина. – Волгоград, 2005.Интернет-ресурсы: http://edu.km.ru , http://www.macromedia.com