Королева Наталия Юрьевнаметодическая лаборатория географии МИОО Систематизация и обобщение знаний на примере изучения темы «Европа»(7 класс)
Введение Содержание и методы традиционного школьного обучения ориентированы по преимуществу на развитие аналитического мышления учащихся. Однако для понимания окружающего мира необходимо овладеть не только умением анализировать*, но и умением интегрировать полученные знания в целостную картину.Школьная география, отражающая взаимосвязи разнородного, многоуровневого пространства Земли, обладает уникальными возможностями для развития у учащихся аналитических и синтетических видов мышления.При переходе к обучению по интегрированным курсам «землеведение», «страноведение», «география России», перед учителем встала непростая задача - выстроить изучение геопространства во взаимосвязи природы и общества. А это значит интегрировать учебный материал по физической, экономической, социальной, политической, культурной географии и другим областям знаний.*Анализ - процесс расчленения целого на части.
При отборе и построении учебного материала необходимо:отталкиваясь от задачи развития целостного представления о мире, выстроить наиболее существенные знания по теме таким образом, чтобы они «встраивались» в личную картину мира учащегося;заранее спроектировать то ядро знаний, которое станет базой для обобщения изученного материала;выстроить остов учебного материала таким образом, чтобы можно было выявить: основные связи между понятиями, закономерности, смыслы и значения изучаемого;продумать стратегию учебной деятельности при изучении темы, спланировать ее оптимальные виды и формы.
Целостная системауниверсальных знаний
Целостная системауниверсальных знаний Целостная картина мираиМИРОВОЗЗРЕНИЕ
Изучение Европы развитиецелостного представления о Европе как части мираЦелостная картина мираобобщениеучебная деятельность
Необходимые условия развития у учащегося целостнойкартины мира:учебная деятельностьобобщениесодержание1) построение2) учебный материалструктурированный3) виды и способы деятельностиразличные виды работы с учебником,направленные на обобщение материала
Построениеучебной деятельностиВ. В. Давыдов«от абстрактного к конкретному»
Евразия
ЕВРАЗИЯЕвразия – материк, на котором мы живем. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. В чем состоит это разнообразие, какими причинами оно определяется и как сказываются природные различия на жизни и хозяйственной деятельности населения и, наоборот, как хозяйственная деятельность населения влияет на состояние природы? На все эти вопросы вы сможете ответить, изучив тему «Евразия»
Евразия
НАСЕЛЕНИЕ И СТРАНЫ… В Евразии живет около ¾ населения земного шара … давность заселения … Политическая карта была необыкновенно пестрой. Поэтому и сейчас в зарубежной Европе много малых и больших государств. У народов этих стран много общих интересов, на протяжении веков они обменивались между собой материальными и духовными ценностями. Эти страны и в настоящее время тесно сотрудничают между собой.По каким признакам можно группировать страны Евразии?
Евразия
«Проверь себя!» Сравните рельеф Евразии с рельефом других материков … В чем особенности климата Евразии?... Почему на территории Евразии природные зоны сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток? По карте «Плотность населения и народы» определите особенности распределения населения Евразии и объясните их.
Комплексные учебники по географииПод ред. О.А. КлимановойЕвразия§ Общая характеристика Евразии§ Об Атлантическом океане§ Об Индийском океане ЕвропаВведение9 §§ о регионах и страны2 §§ о РоссииВыводы по темеАзияВведение7 §§ о регионах и страныВыводы по теме
Европа
Тема 4. ЕвропаЕвропа – относительно маленькая часть света. Она густо населена и хорошо освоена человеком с давних времен. Большинство населения европейских стран живет в городах.В Европе полностью располагается территория более 40 государств. Европейские страны хотят сообща решать политические и экономические вопросы. Стремление к «единой Европе без границ» начало воплощаться в жизнь после создания Европейского Союза. В 2007 г. В него входили 27 стран. Вы наверняка знаете о единой валюте стран Европейского союза – евро, слышали о Европейском парламенте, может быть вам даже приходилось путешествовать по Европе, имея единую визу (Шенгенскую). Цель Европейского союза – устранение всех препятствий на пути свободного передвижения по Европе товаров, услуг, людей, капиталов, а также повышение конкурентоспособности европейской продукции.По особенностям географического положения, природы, населения и хозяйства Европу часто разделяют на Северную, Южную, Среднюю и Восточную.Большинство стран Европы имеет развитую промышленность. Здесь производят самолеты, автомобили, электронные приборы. Крупнейшие города этой части света соединены автострадами – первоклассными автомобильными магистралями и железными дорогами, по которым курсируют высокоскоростные экспрессы. Европа – один из финансовых и торговых центров мира. В экономике многих европейских стран важную роль играет туризм.
Как «работать» с введением?(Какой вид деятельности будет способствовать формированию целостного представления о Европе?)«Для чего мне нужно это знать?»От чего(кого) отталкиваться при поиске ??? и заданий?
Чему должен научить себя семиклассникпри изучении Европы? ЧЕЛОВЕК?- ЦЕННОСТИ- ЗНАНИЯ- СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексные учебники по географииПод ред. О.А. КлимановойЕвропа
Различные виды деятельности по обобщению знаний познавательнаятворческаяоценочная
В помощь учащемуся (и учителю)
Кто определяет политику? (флаги государств)
Что делает Швейцарию целостной?
Что делает Европу целостной?
Страны мира (малая энциклопедия)География в школе 7/2007
Изучение комплексного объекта
Значение Европы для всего человечества
Систематизация и обобщение знаний - необходимые условия развития у учащегося целостнойкартины мира:учебная деятельностьсодержание1) построение2) учебный материал3) виды и способы деятельности
«Мозг хорошо устроенный, стоит больше,чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтель)http://geo.metodist.ru