Памятник истории 14 века Мавзолей Кесене, или Башня Тамерлана находится в Челябинской области, на восточном берегу пересохшего озера Большое Кесене.
Вокруг него болото и подъехать можно только по грунтовке, отходящей от трассы на Новопокровское. Мавзолей представляет собой старинное здание в древневосточном стиле, где, по легенде, была похоронена Кесене - дочь знаменитого полководца Тамерлана. Она полюбила простого воина и сбежала с ним. Разъяренный Тамерлан велел догнать и убить их обоих. Когда после вспышки ярости пришло раскаяние, по приказу полководца в степи была построена гробница, где и похоронили дочь. По другой версии, дочь Тамерлана и её муж, путешествуя по степи, были растерзаны ещё обитавшими тогда в этих краях тиграми, и гробница была построена на месте их гибели. Всё это - скорее всего красивые легенды и Тамерлан никакого отношения к мавзолею не имеет, но строение в степи действительно является памятником раннемусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским захоронением.
Основное описание Три столетия назад здесь нашли захоронение молодой женщины. На шее – шелковый шарф, в ушах– золотые подвески, по форме напоминающие знак вопроса. И с тех пор вопрос «Кто она?» не дает покоя исследователям. Башне Тамерлана более 20 лет своей жизни посвятила Галина Золотарева – корреспондент Варненского еженедельника. У Золоторевой своя версия: «Тимур Тамерлан был в походе, вез с собой гарем. И одна из его любимых молодых наложниц сбежала с воином. Была погоня. Когда беглецов настигли, воина зарубили, а девушка ударила себя кинжалом в грудь и бездыханная легла рядом с ним».По легенде, воины Тамерлана воздвигли над могилой девушки башню, а где погребен ее возлюбленный – неизвестно. По другой легенде здесь была похоронена Кесене – дочь знаменитого полководца Тамерлана. Она полюбила простого воина и сбежала с ним. Разъяренный Тамерлан велел догнать и убить их обоих. Когда после вспышки ярости пришло раскаяние, по приказу полководца в степи была построена гробница, где и похоронили дочь. Есть и еще одна легенда: дочь Тамерлана и её муж, путешествуя по степи, были растерзаны ещё обитавшими тогда в этих краях тиграми, и гробница была построена на месте их гибели. Некоторые ученые придерживаются другой версии: Тамерлан здесь не проходил никогда, он кочевал по степям центрального Казахстана, а в Варненском районе в эпоху средневековья жили кочевые племена киргиз-кайсахов (так прежде называли казахов). Когда у одного из знатных казахов умерла дочь, он возвел над ее могилой мавзолей. Все сходятся в одном – женщина была знатного происхождения. Но кто она в действительности и кто построил башню – неизвестно. До сих пор вокруг башни Тамерлана множество неразгаданных тайн. 20 лет назад вокруг башни обнаружили 700 могил.
Ученые утверждают, что это древний некрополь эпохи раннего железного века, а башня Тамерлана построена гораздо позже. Возможно, красивые легенды к Тамерлану никакого отношения не имеет, Но строение в степи действительно является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI вв., установленным над женским захоронением. Мавзолей воздвигнут из кирпича, в состав которого входили красная глина, яйца диких птиц и верблюжье молоко (по одной из версий – козье). Считалось, что так кирпичи будут прочнее. Предполагают, что их делали возле реки Уй – в районе нынешнего Троицка – и по цепочке передавали воинами до самой башни. Новые кирпичи тоже обжигали по древней технологии, только без верблюжьего молока. Памятнику присвоен статус республиканского и дано название – мавзолей Кесене. Вокруг мавзолея болото, и подъехать к нему можно только по грунтовке, отходящей от трассы на село Новопокровское. К входу ведёт тропинка из крупных булыжников. В начале 80-х годов здание отреставрировали, и оно выглядит как новенькое. Старые кирпичи обложили новыми. В мавзолей можно войти через ажурную решетчатую дверь. Внутри здания – одна большая, скупо освященная комната с каменным полом, под потолком которой селятся голуби.
Святилище страны саков Курган с усами - это исторический памятник культуры древних кочевых племен. Его возраст – примерно V-VII века нашей эры. Специалисты ставят этот курган в один ряд с такими расположенными на территории области историческими памятниками мирового значения, как Аркаим, Игнатиевская пещера и мавзолей Кесене, более известный как башня Тамерлана. Племена, жившие в степях Южного Урала, занимались кочевым скотоводством.
Ученые считают, что в наших степях у саков были летние пастбища, а зимние располагались много южнее, в степях Казахстана. Кроме могил своих сородичей саки оставили на Южном Урале 30 странных сооружений. Археологи называют их курганами с усами. Располагаются они на возвышенностях вдоль рек. Почти всегда рядом находится кладбище – курганы, сложенные из камней. Курганы в могильниках могли быть и земляными, но обязательно обкладывались каменным панцирем. Наш Курган с усами находится недалеко от реки Арчаглы-Аят, на вершине господствующего холма, откуда во все стороны просматриваются степные дали.
Здесь мы видим каменные насыпи и круги возле них. Насыпи, их шесть, расположены в нескольких местах. Четыре из них соединены дорогами из каменных плит, уложенных как два гигантских «уса» длиной до 200 метров. Они тянутся по дуге к востоку, ограничивая большую площадку. На концах «усов» камнем выложены кольцевые площадки. «Усы» направлены к востоку, восточные окончания их не соединяются. Между ними есть проход, так называемые «ворота». Под курганом ученые-археологи обнаружили захоронения людей, а также лошадей, которых кочевники обожествляли. В поднимающихся на высоту 25-35 сантиметров стенках каменных коридоров можно разобрать оградки значительно меньших размеров. Служили они жертвенниками или здесь хоронили младших родственников кагана – археологи сказать не могут.
Зачем курганам «усы»? Рассуждая о смысле этих находок, археологи вспомнили. что писали о саках их современники. Один из них, грек Геродот, живший около 2500 лет назад, в своей «Истории» писал: «Единственный Бог, которого они почитают, это Солнце. Солнцу приносят они в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому Богу нужно приносить самое быстрое существо на свете…» Живший несколько позднее Геродота другой ученый – Страбон, вторит ему: «Богом почитают они одно только Солнце, и приносят в жертву ему коней…» Наверно, неслучайно «усы» открыты на восток – на восход солнца. Может быть для него, точнее для солнечного божества, и оставлены эти «ворота»? И тогда кости коней в курганах объяснимы.
В первом тысячелетии до н. э., и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины "сарматы" и более ранний "савроматы" - собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие. Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5-7 метров в высоту.
Материалы к уроку краеведения 7кл. Учитель географии Решетникова И.П. МОУ «СОШ №8» г. Магнитогорска