Центральная Россия
Визитная карточка Центрального района: Территория, млн. кв. км. 0,5 Количествосубъектов Федерации 13 Население, млн. чел. 30,5 Городское население% 84 Плотность населения, чел. на кв. км. 63.1 Площадь с/хугодий,млн. га (% от РФ) 18,5 (9) Площадь пашни, млн. га (% от РФ) 13,1 (11) Лесистость территории 44 Валовыйрегиональный продукт (% от РФ) 30 Продукция промышленности (% от РФ) 18 Продукция сельского хозяйства (% от РФ) 13 Производство потребительских товаров (% от РФ) 25 Оборот розничной торговли (% от РФ) 37
ЭГП района – положение района по отношению к объектам, имеющим экономическое значение. 1. Положение на территории государства 2. Соседние районы, пограничные государства. 3. Положение по отношению к топливно-энергетическими и сырьевым базам страны. 4. Положение к транспортным магистралям. 5. Как изменялось ЭГП района? 6. Вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики (благоприятные и неблагоприятные стороны).
Соседское положение
Приграничное положение
Транзитное положение
Столичное положение Москва
Природные ресурсы: 1. Оценить минеральные ресурсы: Подмосковный буроугольный бассейн. Торф Фосфориты «Не богатства недр привели к развитию промышленности, а промышленность потащила за собой из-под земли различные полезные ископаемые». (Н.Н. Баранский)..
Хозяйство района — сложный многоотраслевой комплекс с резким преобладанием промышленности, со специализацией на сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. Основные отрасли специализации промышленности— многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.
Центральный район беден природными ресурсами. Экономика района базируется на привозных ресурсах. Не развивать материалоёмкие производства Развивать нематериалоёмкие производства
АПК Агропромышленный комплекс—один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности. Но собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребности района, поэтому продовольственные товары поступают также и из других областей.
В условиях экономического кризиса в ряде областей в 2000 г. был отмечен повышенный уровень официально зарегистрированной безработицы, превышающей 2,8% экономически активного населения во Владимирской и 2,2% Брянской обл. (против 1,4% в среднем по России). Наиболее низким он был в Москве — 0,8%. Уровень общей безработицы, определяемый по результатам социологических обследований, достигал в районе почти 17% (Брянская обл.) и даже в Москве приближается к 5,6%, что, одна ко, значительно ниже среднего по России — 13,4%.
Таким образом, современную демографическую ситуацию в Центре следует считать кризисной, являющейся следствием общего экономического кризиса в России и в какой-то мере экологического, особенно характерного для сильно загрязняемых территорий: г. Москвы, промышленных узлов Московской, Тульской обл., радиационно-загрязненных районов Брянской обл.
В Центральном районе преобладает русское население (свыше 90%). В Тверской обл. имеются небольшие районы компактного проживания карел, а в Рязанской обл. (г. Касимов) — татар. Многонационально по этническому и конфессиональному составу население г. Москвы, где крупнейшие диаспоры имеют татары, армяне, грузины, азербайджанцы, народы Северного Кавказа и Поволжья, евреи, немцы и поляки. Русское население в ЦЭР, в основном, православное, а среди других вероисповеданий распространены ислам, иудаизм, католичество и протестантизм. Национальный состав
Исторически население Центра было подвижно (отходничество), имело высокий профессиональный уровень и способно к усвоению новых видов деятельности. Кустарные промыслы живы и по сей день – это художественные промыслы.
Народные промыслы Гжель Жостово Палех Хохлома Городец Тула Ростов
Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника. Важнейшие машиностроительные центры — Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение).
Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры — Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань).
Текстильная промышленность— старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани. Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа. В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС. Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья.
Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети — Московская агломерация. Москва — крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям.