Урок по теме: «Австралия» Составители: учителя географии: 1. Лазюк Светлана Владимировна МОУ Падунская СОШ Заводоуковского района. 1. Лазюк Светлана Владимировна МОУ Падунская СОШ Заводоуковского района. 2.Черепкова Надежда Александровна МОУ СОШ 28. г. Тюмень. 2.Черепкова Надежда Александровна МОУ СОШ 28. г. Тюмень. 3. Пуртова Светлана Николаевна МОУ СОШ 13 г. 3. Пуртова Светлана Николаевна МОУ СОШ 13 г. 4. Швагла Ирина Вячеславовна МОУ СОШ 64 г. 4. Швагла Ирина Вячеславовна МОУ СОШ 64 г. 5. Канделаки Светлана Валерьевна МОУ СОШ 38 г. 5. Канделаки Светлана Валерьевна МОУ СОШ 38 г. 6. Чиркина Руфина Михайловна МОУ СОШ 4 г. Тюмень. 6. Чиркина Руфина Михайловна МОУ СОШ 4 г. Тюмень. 7. Петрова Елена Александровна МОУ Боровинская СОШ Заводоуковского района.
Цели урока: Образовательные: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира. Образовательные: создать представления о своеобразии, уникальности природы материка; выявить особенности географического положения, климата, вод, органического мира. Развивающие: развивать умения работать с различными источниками географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач. Развивающие: развивать умения работать с различными источниками географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка. Воспитательные: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка.
Дидактическая цель Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя элементы технологии критического мышления и педагогических мастерских. Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя элементы технологии критического мышления и педагогических мастерских.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления. Методы: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный. Приёмы: опережающие задания, чтение с маркировкой, работа в группах, авторский стул, составление структурно-логической схемы, синквейна.
Наглядность и оборудование: Мультимедийный проектор. Мультимедийный проектор. Карта «Австралия». Карта «Австралия». Раздаточный материал. Раздаточный материал. Учебник (география 7 класс авторы: Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский). Учебник (география 7 класс авторы: Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский).
Подготовительный этап Учитель разбивает учащихся по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки. Учитель разбивает учащихся по способностям, так, чтобы в одной группе находились учащиеся с разным уровнем подготовки. В каждой группе назначается группорг, которому поясняются его функции. В каждой группе назначается группорг, которому поясняются его функции. Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание: подготовить маленькое сообщение о эндемичных видах животных и растений, о рекордах материка. Слабоуспевающим учащимся дается опережающее задание: подготовить маленькое сообщение о эндемичных видах животных и растений, о рекордах материка. Учитель распечатывает раздаточный материал ( текст стихотворения, карточки-задания для групп). Учитель распечатывает раздаточный материал ( текст стихотворения, карточки-задания для групп). Перед уроком на доске заполняется опорный план конспекта урока. Перед уроком на доске заполняется опорный план конспекта урока. Учитель готовит оценочные листы для группоргов (Фамилия учащегося, выполнение опережающего задания, работа в ходе обсуждения, выступление, оценка учителя, итоговый балл). Учитель готовит оценочные листы для группоргов (Фамилия учащегося, выполнение опережающего задания, работа в ходе обсуждения, выступление, оценка учителя, итоговый балл).
Первый этап «Вызов» Прослушивание песни В.Высоцкого «Одна научная загадка». «Одна научная загадка». Постановка проблемы: - Кого называют аборигенами? - Кто такой Джеймс Кук? - Каков его вклад в развитии географической науки? - ( Учитель подводит детей к теме урока).
2 этап «Осмысление» ( Продуктивная самостоятельная работа в группах)
Задание группе 1 ( Географическое положение и рельеф) Обсудите в группе смысл первых пяти строк стихотворения. Обсудите в группе смысл первых пяти строк стихотворения. Определите цель исследования своей группы ( что вы будете изучать?) Определите цель исследования своей группы ( что вы будете изучать?) Прочитайте текст параграфа (стр.) Прочитайте текст параграфа (стр.) На основании прочитанного объясните смысл стихотворных строк. На основании прочитанного объясните смысл стихотворных строк. Составьте опорную схему, таблицу или кластер, для записи в тетради так, чтобы ваша запись объясняла суть изучаемого вопроса. Составьте опорную схему, таблицу или кластер, для записи в тетради так, чтобы ваша запись объясняла суть изучаемого вопроса. Определите, кто из участников группы будет работать у доски. Определите, кто из участников группы будет работать у доски. Выберите ученика, который будет защищать вашу точку зрения при устном ответе. Выберите ученика, который будет защищать вашу точку зрения при устном ответе.
Задание группе 2 (Водные ресурсы и климат) Прочитайте стихотворение. Объектом вашего исследования являются 6 и 7 строки стихотворения. Определите цель своего исследования ( что вы должны изучить?). Прочитайте стихотворение. Объектом вашего исследования являются 6 и 7 строки стихотворения. Определите цель своего исследования ( что вы должны изучить?). Внимательно прочитайте текст учебника (стр.) Внимательно прочитайте текст учебника (стр.) Поясните смысл стихотворных строк. Подготовьте развернутый ответ. Ответ оформите в виде схемы, таблицы, кластера, которые можно будет предложить всему классу. Поясните смысл стихотворных строк. Подготовьте развернутый ответ. Ответ оформите в виде схемы, таблицы, кластера, которые можно будет предложить всему классу. Выберите того, кто будет выступать от вашей группы при устном обсуждении. Выберите того, кто будет выступать от вашей группы при устном обсуждении. Назначьте учащегося, который сможет воспроизвести ваш ответ на доске. Назначьте учащегося, который сможет воспроизвести ваш ответ на доске.
Задание группы 3 (Органический мир) Прочитайте стихотворение. Последние строки стихотворения (начиная с восьмой) являются объектом вашего изучения. Что вы должны изучить? Прочитайте стихотворение. Последние строки стихотворения (начиная с восьмой) являются объектом вашего изучения. Что вы должны изучить? Подготовьте объяснение стихотворных строк. на основе прочитанного текста учебника (стр.) и дополнительной информации. Подготовьте объяснение стихотворных строк. на основе прочитанного текста учебника (стр.) и дополнительной информации. Используя полученные знания составьте опорную схему, таблицу, кластер, отражающий ключевые моменты по заданной теме. Используя полученные знания составьте опорную схему, таблицу, кластер, отражающий ключевые моменты по заданной теме. Сделайте выбор, кто из вашей группы будет отвечать и отстаивать вашу точку зрения в процессе обсуждения. Сделайте выбор, кто из вашей группы будет отвечать и отстаивать вашу точку зрения в процессе обсуждения. Определите ученика, который отобразит вашу работу на доске. Определите ученика, который отобразит вашу работу на доске.
Задание группы 4. (Природные зоны) Австралия на Африку похожа, Австралия на Африку похожа, Конечно, там поменьше чернокожих. Конечно, там поменьше чернокожих. Леса тропические там произрастают, Леса тропические там произрастают, В саваннах прайды львиные гуляют. В саваннах прайды львиные гуляют. В пустынях там пасут стада верблюдов, В пустынях там пасут стада верблюдов, И кактусы растут повсюду. И кактусы растут повсюду. А в смешанных лесах живут коалы, А в смешанных лесах живут коалы, Лугов альпийских тоже там немало. Лугов альпийских тоже там немало. Найдите в данном стихотворении ошибки и верные высказывания. Подготовьте схему: «Природные зоны Австралии». Найдите в данном стихотворении ошибки и верные высказывания. Подготовьте схему: «Природные зоны Австралии». Определите того ученика, который будет отвечать от группы при обсуждении. В группе выберите того ученика, который осуществит запись вашей схемы на доске. В группе выберите того ученика, который осуществит запись вашей схемы на доске.
Задание группы 5 ( теоретики). Африка является самым жарким материком, Южная Америка считается самым влажным материком. Африка является самым жарким материком, Южная Америка считается самым влажным материком. Подберите соответствующий эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк, ответ обоснуйте. Подберите соответствующий эпитет (прилагательное) для Австралии, характеризующий данный материк, ответ обоснуйте. В Австралии очень много эндемичных видов животных и растений. Предложите свою теорию, объясняющую данный факт. В Австралии очень много эндемичных видов животных и растений. Предложите свою теорию, объясняющую данный факт. Определите, кто из вашей группы будет отвечать. Определите, кто из вашей группы будет отвечать.
Осмысленное обсуждение ( рефлексия самостоятельной деятельности). На экран выводится текст стихотворения. На экран выводится текст стихотворения. Проводится обсуждение изученного материала по порядку ( учащиеся в процессе делают запись в тетради с доски по пунктам плана, учитель корректирует). Проводится обсуждение изученного материала по порядку ( учащиеся в процессе делают запись в тетради с доски по пунктам плана, учитель корректирует).
Обсуждение стихотворения, с сопровождающим заполнением опорной схемы в тетради. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год, Там расцветают в октябре сады, Там в октябре, а не в июле лето, Там протекают реки без воды ( они в пустыне пропадают где-то) Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять, не умеют, Деревья сами лезут из коры. Там кролики страшней, чем наводненье… Г.Усова
Физическая карта Австралии
Физкультразминка. Учитель проводит физкультразминку ( можно предложить в качестве опережающего задания ученику подготовить такую физкультпаузу). Учитель проводит физкультразминку ( можно предложить в качестве опережающего задания ученику подготовить такую физкультпаузу). Кенгуренок Кенгури Кенгуренок Кенгури Сложил лапки на груди. Сложил лапки на груди. Скачет он на задних лапах, Скачет он на задних лапах, Их размять всегда приятно. Их размять всегда приятно. Крутит головой вокруг, Крутит головой вокруг, Надо знать, где враг, где друг. Надо знать, где враг, где друг. Посмотрел налево, вправо, Посмотрел налево, вправо, Это для него забава. Это для него забава. Ну, а, если стало страшно, Ну, а, если стало страшно, В сумке мамы безопасно. В сумке мамы безопасно.
Рефлексия общего усвоения учебного материала. На основе изученного учебного материала составьте синквейн по теме « Австралия». На основе изученного учебного материала составьте синквейн по теме « Австралия».
3 этап«Рефлексия » (каждая группа составляет синквейн) 1 строка существительное 1 строка существительное 2 строка 2 прилагательных 2 строка 2 прилагательных 3 строка 3 глагола 3 строка 3 глагола 4 строка 4 слова (выражают понимание предмета) 4 строка 4 слова (выражают понимание предмета) 5 строка существительное 5 строка существительное
Учащиеся зачитывают свои сообщения о редких биологических видах Австралии.
Животные Австралии
Растения Австралии
Контроль и самопроверка знаний. ДИКТАНТ ( верное высказывание «+», а неверное «-»). ДИКТАНТ ( верное высказывание «+», а неверное «-»). 1. Австралия расположена в Южном полушарии. 2. Водораздельный австралийский хребет расположен на западе материка. 3. Для Австралии характерны экваториальные леса. 4. Крупнейшая австралийская река – Дарлинг. 5. В Австралии встречаются различные виды эвкалиптов. 6. Самое крупное озеро Австралии – озеро Эйр. 7. Австралия – самый жаркий материк. 8. В Австралии нет действующих вулканов. 9. Австралия – самый маленький материк. 10. Австралийская река Дарлинг никогда не пересыхает.
Домашнее задание 1 базовый уровень Прочитайте параграфы 29-30, выполните все задания в контурной карте. Прочитайте параграфы 29-30, выполните все задания в контурной карте. 2 высокий уровень Выполните задания, прописанные в контурной карте. Выполните задания, прописанные в контурной карте. Представьте себе, что Вы менеджер туристической фирмы. Составьте для своих клиентов «Памятку отправляющемуся в Австралию», в которой вы предлагаете посетить самые достопримечательные места Австралии. Представьте себе, что Вы менеджер туристической фирмы. Составьте для своих клиентов «Памятку отправляющемуся в Австралию», в которой вы предлагаете посетить самые достопримечательные места Австралии. 3 повышенный уровень Выполните все задания контурной карты. Выполните все задания контурной карты. Знаменитый актер,Рассел Кроу ( фильм « Гладиатор»), живет на своем ранчо в Австралии. Он мог бы жить в центре США, в Голливуде. Однако он предпочитает свое австралийское ранчо. Подумайте и предложите свою версию такого выбора. Чем занимается актер в свободное от съемок время? Знаменитый актер,Рассел Кроу ( фильм « Гладиатор»), живет на своем ранчо в Австралии. Он мог бы жить в центре США, в Голливуде. Однако он предпочитает свое австралийское ранчо. Подумайте и предложите свою версию такого выбора. Чем занимается актер в свободное от съемок время? Проверьте достоверность событий, о которых идет речь в песне В.Высоцкого « Одна научная загадка». О чем говорят научные факты? Проверьте достоверность событий, о которых идет речь в песне В.Высоцкого « Одна научная загадка». О чем говорят научные факты?