Современные термометры. Температурные шкалы ВЕТРОВА ЕЛЕНА, учащаяся МУСОШ № 37 г. Иваново,НАУМОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА , учитель физики МУСОШ № 37 г. Иваново.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА. ДАННЫЙ ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИЕМАМ И НАВЫКАМ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ КЛАССА .ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОСЛЕДИТЬ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРИБОРОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛ , ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШКАЛ.В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НЕОБХОДИМО ПОКАЗАТЬ УЧАЩИМСЯ ПРЕИМУЩЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА , ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ. УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА ЯВЛЯЮТСЯ УЧАЩИЕСЯ 8-Х КЛАССОВ , ИЗУЧАЮЩИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ ТЕМУ КУРСА «ТЕРМОМЕТРЫ. ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ШКАЛЫ.» ( УЧЕБНИК А.А.ПИНСКОГО).МУСОШ № 37 г.ИВАНОВО. ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ С 2003 УЧЕБНОГО ГОДА.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. ВОСПИТАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАЗЛИЧНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОЦЕССУ И РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОГО ТРУДА У УЧАЩИХСЯ; РАСШИРЕНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ В ГРУППЕ, В КОЛЛЕКТИВЕ;ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ И ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПРИМЕНЯТЬ МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И СОЗДАНИИ ПРОДУКТОВ УЧЕБНОГО ТРУДА;РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ И КОЛЛЕКТИВНОМУ ПОИСКУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОМУ РЕШЕНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ : - УМЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИ СТРОИТЬ ЦЕПОЧКУ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОВ И ОТКРЫТИЙ; - В КРАТКОМ , СКОНЦЕНТРИРОВАННОМ ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЕЕ В ВИДЕ ФИЗИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ; - МОТИВИРОВАННО ОБЪЯСНЯТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ; - САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. ВООРУЖИТЬ УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯМИ ОБРАБАТЫВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОИСКА.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА – СЕМИНАРА. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИЗОБРЕТЕНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ ТЕРМОМЕТРОВ.ВИДЫ ПРОСТЕЙШИХ ТЕРМОМЕТРОВ.БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШКАЛАХ.ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШКАЛ. ИХ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ.ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕРМОМЕТРОВ.ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕРМОМЕТРОВ И ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШКАЛ.ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ТЕРМОМЕТРОВ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ФИЗИКИ.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС. ПОЧЕМУ НАЗРЕЛА НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ УСТРОЙСТВ, ПРИБОРОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ?ПОЧЕМУ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО БЫЛИ СОЗДАНЫ СВОИ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ШКАЛЫ ?ЗАЧЕМ БЫЛИ ВВЕДЕНЫ РЕПЕРНЫЕ ТОЧКИ И В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЛСЯ ИХ ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ?С ЧЕМ СВЯЗАНО ВВЕДЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ШКАЛЫ КЕЛЬВИНА ?КАКИМ СПОСОБОМ БЫЛИ РАЗРЕШЕНЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ВОЗНИКШИЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШКАЛ?
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКААННОТАЦИЯ ПРОЕКТАДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫМЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫВЕБ – САЙТ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Ю.А.ХРАМОВ «ФИЗИКИ» ( БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК),М.,НАУКА,1983.2.П.С.КУДРЯВЦЕВ «КУРС ИСТОРИИ ФИЗИКИ»,М.,ПРОСВЕЩЕНИЕ,1982.3.Кл.Э.СУОРЦ « НЕОБЫКНОВЕННАЯ ФИЗИКА ОБЫКНОВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ»,М.,НАУКА,1986.Ф.М.ДЯГИЛЕВ «ИЗ ИСТОРИИ ФИЗИКИ И ЖИЗНИ ЕЕ ТВОРЦОВ»,М.,ПРОСВЕЩЕНИЕ,1986.А.А.ПИНСКИЙ « ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ», М.,ПРОСВЕЩЕНИЕ,2003.А.Н.МАТВЕЕВ «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»,М.,ВЫСШАЯ ШКОЛА,1981.БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЮНОГО ФИЗИКА.
В ПРИРОДЕ ВСЕ МУДРО ПРОДУМАНО И УСТРОЕНО, ВСЯК ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛОМ, И В ЭТОЙ МУДРОСТИ – ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ЖИЗНИ. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
ИНТЕРЕС РАЗВИВАЕТСЯ АКТИВНО, ЕСЛИ УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ УЧЕНИКА САМОМУ «ОТКРЫВАТЬ» НОВОЕ И ВЫРАБАТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ СУЖДЕНИЯ. .
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕРМОМЕТРЫ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТНЫЕ ГАЗОВЫЕ МАНОМЕТРИЧЕСКИЕ КОНДЕНСАЦИОННЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГЛУБОКОВОДНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ МАГНИТНЫЕ ПАРАЖИДКОСТНЫЕ
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ШКАЛЫ.
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ШКАЛЫ.
ПРИМЕЧАНИЕ. ДАННАЯ ТАБЛИЦА ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ УЧАСТИИ КЛАССА ( МОЖНО ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГРУППОВОЙ МЕТОД, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ЗАДАНИЯ ПО СТРОКАМ ТАБЛИЦЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ ).В РЕЗУЛЬТАТЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА, НАГЛЯДНО ОТРАЖАЮЩАЯ И ПОКАЗЫВАЮЩАЯ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТЕМПЕРАТУРНЫМИ ШКАЛАМИ,ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЦЕНУ ДЕЛЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ШКАЛЕ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. ВОПРОС. КАКОЕ ТЕЛО ВЫБРАНО В КАЧЕСТВЕ ТЕРМОМЕТРИЧЕСКОГО В АБСОЛЮТНОЙ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЙ ШКАЛЕ ТЕМПЕРАТУР ? Каковы преимущества такого выбора ?ВОПРОС. ПО СКОЛЬКИМ РЕПЕРНЫМ ТОЧКАМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНАЯ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ ШКАЛА ТЕМПЕРАТУР В СИ ?ВОПРОС. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ШКАЛЕ ТЕМПЕРАТУР.ВОПРОС. КАКИМИ ТЕРМОМЕТРАМИ И МЕТОДАМИ ИЗМЕРЯЮТ ТЕМПЕРАТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ИНТЕРВАЛАХ ?ЗАДАЧА. НОРМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА 36,6 ОС.СКОЛЬКО ЭТО СОСТАВИТ ПО ШКАЛЕ КЕЛЬВИНА, ФАРЕНГЕЙТА,РЕОМЮРА ?ВОПРОС. ТЕМПЕРАТУРА НАРУЖНОГО ВОЗДУХА 0ОС ВОСПРИНИМАЕТСЯ НАМИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА ПО-РАЗНОМУ : В ЯНВАРЕ – КАК «ТЕПЛО» ( МОЖЕТ БЫТЬ ОТТЕПЕЛЬ) , А В АВГУСТЕ – КАК «ХОЛОДНО» ( МОГУТ БЫТЬ ЗАМОРОЗКИ ). В ЧЕМ ПРИЧИНА ?ВОПРОС. ПОЧЕМУ К.ЛИННЕЙ ПЕРЕСТАВИЛ ТОЧКИ ТАЯНИЯ ЛЬДА И КИПЕНИЯ ВОДЫ ПО ШКАЛЕ ЦЕЛЬСИЯ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ ?ВОПРОС. КАКОВА СЕЙЧАС ТЕМПЕРАТУРА В КЛАССЕ ПО ШКАЛЕ КЕЛЬВИНА ?ЗАДАЧА. ПОЧЕМУ РАЗРУШАЕТСЯ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕРМОМЕТР, ЕСЛИ ЕГО РЕЗЕРВУАР НАГРЕТЬ ДО ТЕМПЕРАТУРЫ ВЫШЕ 43ОС ?ВОПРОС. БУДУТ ЛИ СОВПАДАТЬ ПОКАЗАНИЯ ТЕРМОМЕТРОВ С РАЗНЫМИ ТЕРМОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ ( ГАЗАМИ ИЛИ ЖИДКОСТЯМИ )?ВОПРОС. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАТУРНУЮ ШКАЛУ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ, Т.Е. СЧИТАТЬ ЕЕ ЛИНЕЙКОЙ ?
НАЗОВИТЕ УЧЕНЫХ, ИМЕНА КОТОРЫХ СВЯЗАНЫ С СОЗДАНИЕМ УЧЕНИЯ О ТЕПЛОТЕ .КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ИХ РАБОТЫ ?
КАЖДЫЙ ТЕРМОМЕТР РЕГИСТРИРУЕТ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ. ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ МОЖНО УВЕРЕННО СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ ОНИ ПОКАЗЫВАЮТ ТЕМПЕРАТУРУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ?НА КАКОМ СВОЙСТВЕ ТЕПЛОВЫХ ЯВЛЕНИЙ ОСНОВАНА ЭТА УВЕРЕННОСТЬ ?
ПОДУМАЙ ! ПОЧЕМУ ПОКАЗАНИЯ ГАЗОВОГО И РТУТНОГО ТЕРМОМЕТРОВ СЧИТАЮТСЯ ОБРАЗЦОВЫМИ ?КАКИЕ ЕЩЕ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ШКАЛЫ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ? ЗАДАЧА КОНСТРУИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕРМОМЕТРОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НЕ ЗАВИСЕЛО ОТ ВЫБОРА ВЕЩЕСТВА , ЗАПОЛНЯЮЩЕГО ТЕРМОМЕТР.ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЮ КОНСТРУКЦИЮ СОВРЕМЕННОГО ТЕРМОМЕТРА .
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. ЧЕМУ РАВНЫ ПОКАЗАНИЯ ТЕРМОМЕТРА ПО ШКАЛЕ Фаренгейта : 1) при таянии льда; 2) при кипении воды; 3) человеческого тела ? ( 32 oF;212 oF;97,9 oF)При какой температуре показания термометров по шкалам Цельсия и Фаренгейта одинаковы ? ( -40 оС) При какой температуре показания термометров по термодинамической шкале и шкале Фаренгейта одинаковы ? ( 574,25 К )
ЗАПОМНИ ! Соотношение температур :1оС = 0,56* F – 17,8оС ( по Цельсию )1оF = 1,8*С + 32оF ( по Фаренгейту )1 К = tоС + 273о ( по Кельвину )