Рудольф Дизель. Немецкий изобретатель ( 1858 - 1913 )
18 марта 1858 г. родился немецкий изобретатель, сделавший для автомобилестроения не меньше, чем Карл Бенц или Готлиб Даймлер. Звали этого человека Рудольф Дизель. Он появился на свет в немецкой семье, эмигрировавшей во Францию. В 1870 г. из-за начавшейся франко-прусской войны (1870—1871) семью будущего изобретателя выслали в Англию. Для получения образования родители отправили Рудольфа в Германию, сначала в Аугсбург, а затем в Мюнхен в Высшую техническую школу, которую он окончил с отличием.
Долгие годы Рудольф работал над созданием двигателя, в котором, по его замыслу, воздух должен был сжиматься таким образом, чтобы при соединении его с топливом создавалась необходимая для воспламенения температура. Такой двигатель, по расчетам изобретателя, смог бы работать не только на дорогом и редком бензине, но и на других видах топлива — керосине, солярке, нефти.
Путь от идеи до создания работающего образца оказался долгим. В апреле 1893 г. в специально оборудованном помещении фирмы «Машиных фабрик Аугсбург» Рудольф Дизель вместе со своими помощниками Фогелем и Линдером начал постройку своего «рационального мотора». В конце июля 1893 г. первый в мире дизельный двигатель был готов, но еще почти год понадобился для его доработки. Первые испытания агрегата, можно считать, завершились удачно, так как никто не был убит или даже ранен, когда опытный образец разлетелся под давлением на части.
23 февраля 1893 г. Р.Дизель получил патент № 67207 «Рабочий процесс и способ конструирования двигателей внутреннего сгорания для машин», которым закрепляет за собой право собственности на теоретическое обоснование и конструкцию "рационального теплового двигателя"
Дату 17 февраля 1894 г. можно считать днем рождения двигателя, работающего на дешевых видах топлива. Именно в этот день в мастерской, принадлежавшей Дизелю, в течение одной минуты проработал второй опытный образец двигателя, совершив при этом 88 оборотов. И что интересно — сам Дизель этого события не заметил. То, что мотор внезапно ожил, увидел монтер, служивший у изобретателя и отвечавший за работу клапана впрыска топлива. Рабочий от изумления лишился дара речи и молча снял шапку. По этому движению Дизель понял, что событие, которого он ждал столько лет, произошло. Все также молча инженер и монтер пожали друг другу руки. В эти дни в дневнике Дизеля появилась такая запись: «Первый двигатель не работает, второй работает неважно, третий будет хорош». Это был итог нескольких десятков лет напряженного труда.
В декабре 1895г. мотор конструкции Дизеля проработал 17 суток без остановки. Новый мотор представлял собой агрегат высотой в три метра, который при 173 об/мин выдавал от 18 до 29 л.с., а термический КПД составил 26%, что вдвое выше, чем у паровой машины. Рудольф Кристиан Карл Дизель наконец мог чувствовать себя победителем.
В 1896 году Рудольф Дизель с гордостью представляет готовый экземпляр своего работоспособного двигателя , который сегодня экспонируется в Машиностроительном музее в городе Аугсбург
К началу ХХ века своим упорством в достижении поставленной цели Рудольф Дизель сделал богатым не только себя, но и свою жену и троих детей
Рудольф Дизель получил известность на весь мир, став на один уровень с известнейшими людьми начала ХХ века (на фото – вместе с Томасом Эдисоном)
Рудольф Дизель на презентации своего двигателя в 1896 году в окружении ведущих ученых и инженеров Германии
В 1897 г. Дизель продемонстрировал двигатель мощностью 25 л.с. Высокоэффективный и экономичный двигатель заинтересовал фирму крупного немецкого промышленника Круппа, а также владельцев машиностроительных заводов Аугсбурга и многих других. В 1898 г. две машиностроительные фирмы, на одной из которых работал Дизель, объединились в компанию «Машиненфабрик Аугсбург—Нюренберг» (МАН), которая производит ныне мощные дизельные двигатели и тяжелые дизельные грузовики. Лицензия на производство двигателей
Первый работоспособный двигатель Дизеля работал на керосине
Дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Работает на дизельном топливе. Дизельное топливо — жидкое нефтяное топливо: керосиновые, газойлевые и соляровые фракции прямой перегонки нефти.
Главное отличие в работе бензинового и дизельного двигателей состоит в том, что в последнем в цилиндр засасывается не горючая смесь, а воздух. Поршень сжимает воздух, при этом его температура повышается. В момент наибольшего сжатия насос впрыскивает в цилиндр порцию топлива. От нагрева оно самовоспламеняется. Такой способ работы позволяет отказаться от сложной конструкции электрического зажигания. Топливо подается в цилиндр под давлением, а его испарению способствует высокая температура в цилиндре, поэтому оно может быть более низкого качества.
Однако наряду с преимуществами дизельный двигатель имеет и ряд недостатков. От карбюратора он избавился ценой использования очень дорогих насоса и форсунок. Высокое давление потребовало прочной и тяжелой конструкции. Тяжелые детали ограничивали частоту вращения вала двигателя, что делало его не таким быстроходным, как бензиновый. Запуск дизельного двигателя в холодную погоду был затруднен и требовал установки на автомобиль мощных и тяжелых стартера и аккумуляторов. Кроме этого, дизельные двигатели оказались более шумными, чем карбюраторные. Эти недостатки длительное время задерживали применение дизельных двигателей на легковых автомобилях
До конца своей жизни Р. Дизелю так и не удалось построить работоспособный двигатель, который можно было бы использовать на автомобиле.29 сентября 1913 г. Рудольф Дизель погиб. Вокруг его смерти ходит столько легенд, что трудно определить, как это произошло на самом деле. Точно известно лишь то, что погиб Дизель во время морского путешествия из Франции в Англию через пролив Ла-Манш. По одним данным, его смерть произошла во время крушения почтового парохода «Дрезден», по другой версии, изобретатель покончил жизнь самоубийством из-за финансовых неудач.Некоторые историки придерживаются другого мнения о причинах смерти Рудольфа Дизеля. В сентябре 1913 г. он должен был отправиться в Лондон, чтобы проконсультировать британское адмиралтейство по вопросам работы нового мотора. Вечером 29 сентября он поднялся на борт парохода, а утром его каюта оказалась пуста. Поиски изобретателя на корабле не увенчались успехом. Считают, что в смерти Дизеля виновны агенты тайной службы Германии, устранившие талантливого изобретателя, чтобы он не смог продать свои открытия Англии или Франции накануне первой мировой войны (1914—1918).
Первый легковой автомобиль с дизельным двигателем "Mercedes-Benz 260D" появился в 1936 году
Немецкое общество не забывает о том, кем приходится ему Рудольф Дизель, увековечивая память о великом изобретателе даже на почтовых марках
В 1953 году Немецкой ассоциацией изобретателей была учреждена Золотая медаль Рудольфа Дизеля, которая вручается за изобретения, которые внесли значительный вклад в развитие экономики и предпринимательства
Рудольфу Дизелю человечество воздало высокую и довольно редкую в истории техники честь, начав писать его имя с маленькой буквы. ( 1858 - 1913 )
П Р Е З Е Н Т А Ц И Ю В Ы П О Л Н И Л У Ч Е Н И К 8 К Л А С С А : Л А В Р У Ш И Н Р У С Л А Н Школа-интернат №25 ст. Вихоревка2009 г