* Учитель физики Омарова Т. Х. Г. Сочи «Лицей» №22 900igr.net
Будь то вода, что поле оросило Будь то железо, медь иль серебро Всю страшную космическую силу Закованную в атомы хранит.
Тема урока «РАДИОАКТИВНОСТЬ – КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО СЛОЖНОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ»
Цель урока: Образовательные: Повторить материал по теме: «электромагнитные явления». Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, решении конкретных упражнении и заданий по данной теме. Обобщить знания, полученные школьниками при изучении физики, химии и информатики. Изучить тему: «Радиоактивность - как свидетельство сложного строения атома». Познакомить учащихся с историей открытия радиоактивности, опытами Беккереля и Резерфорда, работами Кюри в области радиоактивных излучений. Показать применение компьютерных моделей для описания процессов в микромире. Развивающие: Продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы, способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти и внимания. Воспитательные: развитие навыков коллективной работы, ответственности за общее дело, воспитание основ нравственного самосознания. Пробудить у учащихся интерес к научно – популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.
Тип урока: комбинированный. Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах. Оборудование: компьютеры, соединенные в локальную сеть с выходом в Интернет, интерактивная доска. Конкурс по заданиям: 1.Объясни опыт. 2. Найди направление В. 3. Назови физические величины. Этапы урока. I этап: Вводно-мотивационный. 1.Вступительное слово учителя. 1 мин. 2. Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока). Слайд – презентация (PowerPoint) 3 мин. 3.Обобщение и закрепление темы «Электромагнитные явления» Конкурс по заданиям: 1)объясни опыт.2) найди направление В.3) назови физические величины.4) реши задачу (задания в программе Notebook, использование интерактивной доски). 5)пройди тест (интерактивный). 26мин. II этап: Операционный этап 4.Изучение новой темы с использованием Интернет – ресурсов. http://files.school-collection.edu.ru. Слайд – презентация (PowerPoint). 20мин. III этап: 5.Закрепление нового материала. Вопросы по новой теме. Тест к уроку (интерактив.) 7мин. 6. Подведение итогов. 2мин. 7.Домашнее задание. 1мин.
Объясни опыт
На рисунке изображен проводник, по которому течет электрический ток I. Какое направление имеет вектор индукции магнитного поля тока в точке М? №113
На рисунке изображен проводник, по которому течет электрический ток I. Какое направление имеет вектор индукции магнитного поля тока в точке М? № 114
Какое правило иллюстрирует рисунок?
Какое правило иллюстрирует рисунок?
Физические величины.
Формулы
Решение задач Чему равна энергия магнитного поля W катушки индуктивностью L = 2 Гн при силе тока в ней I = 3 А? Дано: Решение. № 242
Контур площадью 50 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 6 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий контур, если угол между вектором B и нормалью n к плоскости контура составляет 90°? Дано: Решение. Магнитный поток, пронизывающий контур, находящийся в однородном магнитном поле (2)99
Электрон влетает в магнитное поле со скоростью υ = 7∙107 м/с перпендикулярно силовым линиям индукции магнитного поля с индукцией B = 1 мТл. Определить, чему равен радиус орбиты электрона. Дано: Решение. №185
Длинная катушка, содержащая N = 1000 витков и намотанная на железный сердечник, имеет индуктивность L = 0,04 Гн. Площадь поперечного сечения катушки S = 10,0 см2. При какой силе тока в катушке магнитная индукция B в сердечнике будет равна B = 1,0 мТл? Дано: Решение. Задача № 88 Магнитное поле внутри катушки с током
Тест по теме «Электромагнитные явления»
400 г. до н.э. Демокрит: «Существует предел деления атома». 1626 г., Париж: учение об атоме запрещено под страхом смерти
1869г.-открыт периодический закон
1895Г.- Вильям Рентген- открыл лучи, которые впоследствии были названы его именем.
В 1898г. Мария Склодовская- Кюри и Пьер Кюри выделили из урановых минералов радиоактивные элементы полонии и радий.
1899г
α - частица Полностью ионизированный атом химического элемента гелия
β - частица Представляет собой - электрон
γ - частицы Вид электромагнитного излучения
Проникающая способность радиоактивного излучения
Свойства радиоактивных излучений Ионизируют воздух; Действуют на фотопластинку; Вызывают свечение некоторых веществ; Проникают через тонкие металлические пластинки; Интенсивность излучения пропорциональна концентрации вещества; Интенсивность излучения не зависит от внешних факторов (давление, температура, освещенность, электрические разряды).
Закрепление В чем заключалось открытие, сделанное Беккерелем в 1896 году? Кто из ученых занимался исследованиями лучей? Кем и как было названо явление самопроизвольного излучения? В ходе исследования явления радиоактивности, какие неизвестные ранее химические элементы были открыты? Как были названы частицы? О чём свидетельствует явление радиоактивности? тест
Что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? Уже в самом начале исследования радиоактивности обнаружилось много странного и необычного. Постоянство с которым радиоактивные элементы испускают излучение. Радиоактивность сопровождается выделением энергии и она выделяется непрерывно.
Итоги. На сегодняшнем уроке мы повторили тему «Электромагнитные явления» и приступили к изучению одного из самых интересных, современных и бурно развивающихся разделов физики – ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА. Познакомились с удивительным явлением- радиоактивности, с опытами Беккереля и Резерфорда. Рассмотрели применение компьютеров при изучении физики и использованием информационных ресурсов Интернет и электронных учебников. Мы изучили только небольшую часть данной темы, так сказать – вершину айсберга
Дом/ задание Прочитать параграф 65 Ответить на вопросы в конце учебника Составить вопросы для самоконтроля. http://vektor.moy.su/index/fizika_9_klass/0-64 Урок 55\1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Тест к уроку. http://school-collection.edu.ru