Организация личностно ориентированного урока. Взаимодействие учителя и ученика. Щукина Галина Федоровна. 228 – 116 – 494 900igr.net
Цели: 1. Формирование учебной деятельности школьников, направленной на развитие мотивационной сферы. Повышение степени самостоятельности на уроке.
Личностно ориентированная ситуация на уроке физики. 8 класс. Тема: «Виды теплообмена: теплопроводность, конвекция, излучение».
Цели: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты; создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу; развивать исследовательские и творческие навыки; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; создавать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
На этапе актуализации знаний ставится проблемная ситуация. Учитель: (дает нескольким учащимся попробовать на ощупь ножницы и карандаш). Они имеют одинаковую температуру, т.к. давно находятся в классе. Почему на ощупь ножницы холоднее, чем карандаш? Ученик: (версий выдвигается много, но чаще неверные).
Учитель: Почему красиво оформленные радиаторы отопления не помещают в комнате у потолка? Ученик: ( на этот вопрос 1-2 учащихся дают верный ответ). Учитель: Почему в жаркий солнечный летний день мы надеваем легкую и светлую одежду, закрываем голову светлой шляпой, панамой и т.д.? Ученик: (версий тоже много, но редко- верная).
Учитель: Чтобы ответить на эти и другие интересные вопросы обратимся к опытам. 1. Теплопроводность. Опыт: стальной стержень со спичками на пластилине нагреваем с одного конца. Учитель: Что будет происходить? Как передается тепло? Меняется форма стержня? Происходит бурное обсуждение этих вопросов и в результате учащиеся сами дают определение теплопроводности.
Теплопроводность- это вид теплообмена, при котором энергия передается частицами, имеющими большую энергию, частицам, имеющим меньшую энергию.( от нагретой части тела к холодной). Учитель: Далее выясняем, как она происходит? ( Учитель привлекает учащихся к выяснению этого вопроса с точки зрения внутреннего строения тел. Результат обсуждения: частицы передают энергию в результате теплового движения и взаимодействия частиц.
Опыт: нагреваем 2 стержня: стальной и медный одновременно. Учитель: Вещества разные. Одинаково ли они передают тепло? В процессе опыта они видят, что медь нагревается быстрее, чем железо. Результат этих двух опытов позволяет вместе сформулировать особенности этого вида теплообмена.
Особенности: 1) само вещество не переносится; 2) разные вещества имеют разную теплопроводность (у металлов - хорошая; у жидкостей – мала; у газов -почти нет ). Учитель: Давайте ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока. Почему на ощупь ножницы холоднее, чем карандаш? Идет обсуждение вопроса и делается вывод. Ученик: теплопроводность металла больше, он быстрее забирает тепло от руки, поэтому мы ощущаем прохладу.
Учитель: А где на практике используются полученные нами знания? Найдите ответ на стр. 13 учебника. Выясняется практическое применение веществ с разной теплопроводностью. Учащиеся осмысливают практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.
2. Конвекция. Опыт: включенная электрическая плитка, сверху к которой подносят электрический султан. Учитель: Почему бумага шевелится? В результате обсуждения- вывод: нагретый воздух поднимается вверх (всплывает по закону Архимеда) и шевелит бумагу.
Учитель: Что наблюдаем? Учащиеся четко видят, что нагретые подкрашенные слои жидкости поднимаются вверх и их место занимают холодные. Так что же такое конвекция? Ученик: Конвекция – это вид теплообмена, при котором тепло переносится самими струями газа или жидкости.
Конвекция в жилых помещениях.
Опыт: одна колба с водой и крупинкой марганца нагревается сама, а другая нагревается и постепенно перемешивается. Учитель: Чем они отличаются? В обоих происходит конвекция. Так чем? В результате обсуждения делается вывод. Ученик: их 2 вида: естественная и вынужденная.
Конвекция в жидкости
Учитель: Какие особенности вы увидели? Ученик: 1) само вещество переносится; 2) существует только в жидкостях и газах, ее нет в твердых телах, 3) чтобы она происходила, нагревать нужно снизу.
Учитель: Мы с вами подошли к ответу на второй вопрос. Почему красиво оформленные радиаторы отопления не помещают в комнате у потолка? Ученик: Нагревание воздуха в комнате происходит в результате конвекции, а чтобы она происходила, нагревать нужно снизу, значит радиаторы отопления должны быть внизу, под окном, т.е. в самом холодном месте комнаты.
Опыт: включенная электрическая плитка, к которой сбоку подносится теплоприемник, соединенный с жидкостным манометром. Учитель: Что наблюдаем? Почему изменился уровень воды в манометре? Ученик: Воздух в теплоприемнике нагрелся, расширился, в этом колене манометра жидкость опустилась, а в другом поднялась. Учитель: Каким способом нагрелся воздух в теплоприемнике? Есть здесь теплопроводность? Конвекция?
Ученик: Теплопроводности нет, т.к. между ним и плиткой есть воздух, а у него очень маленькая теплопроводность. Конвекции тоже нет, т.к. теплоприемник не над плиткой, а рядом с ней.
Учитель: Это действительно новый вид теплообмена- излучение (лучистый теплообмен). Примером являются солнечные лучи и тепловые лучи, испускаемые нагретыми телами. 3. Излучение- это теплообмен, при котором энергия переносится разными лучами.
Особенности: 1)излучают все нагретые тела (твердые, жидкие, газообразные), 2)происходит в вакууме, 3)зависит от цвета поверхностей (темная поверхность лучше излучает и поглощает тепло, светлая- наоборот).
Теперь мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Почему в жаркий солнечный летний день мы надеваем легкую и светлую одежду, закрываем голову светлой шляпой, панамой и т.д.? Идет обсуждение вопроса и делается вывод. Ученик: Одежда светлого цвета меньше нагревается в жаркий солнечный летний день, и нам не так жарко.
Учитель: А где на практике используются полученные нами знания? Найдите ответ на стр. 17 учебника . Выясняется практическое применение веществ с разной теплопроводностью. Учащиеся осмысливают практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.
Учитель: Закрепление изученного материала №945, 946,960, 974,978,981,986 устно из «Сборника задач по физике 7 – 9», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Подведение итогов работы на уроке: - Все ли было на уроке понятно? - Было ли на уроке интересно? - Усвоена ли тема урока?
Вывод: постановка проблемы в начале урока и опыты, при проведении которых учащиеся самостоятельно или вместе с учителем делают выводы, вызывают интерес, заставляют учащихся обмениваться точками зрения, вырабатывать верное решение, развивает учебную самостоятельность, дает возможность закрепить изученный материал. Учащиеся осмысливают практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Излучение
2. Диалогическая позиция в общении с учащимися План изучения явления : 1. Дата открытия, ученый (ученые); 2. Определение явления; 3. Особенности; 4. Где и как можно наблюдать; 5. Использование на практике;
3. Направленность на достижение успеха. Тест. 1. Конвекцией называют вид теплопередачи, при котором энергия… А. Передается от нагретого тела с помощью лучей. Б. От нагретого конца тела к холодному без переноса вещества. В. Переносится самими частицами вещества. 2. Каков способ передачи от костра? А. Излучение. Б. Теплопроводность. В. Конвекция.
3. Ложка, помещенная в стакан с горячей водой, нагревается. Каким способом происходит теплопередача? А. Излучение. Б. Теплопроводность. В.Конвекция. 4. Какое вещество обладает наибольшей теплопроводностью? А. Шерсть. Б. Железо. В. Бумага. 5. Какое вещество обладает наименьшей теплопроводностью? А. Серебро. Б. Воздух. В. Алюминий.