* 11.11.10 * УМК ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ, ЛИНИЯ А.В.ПЕРЫШКИНА, (далее – УМК) Е. М. Гутник 900igr.net
* 11.11.10 * ЧАСТЬ I. УМК, СОЗДАННЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ МИНИМУМОМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ (далее – Обязательный минимум-98; утвержден приказом Минобразования России от 19.05.1998 №1236) Сборник программно-нормативных документов, определяющих объем и содержание учебного материала (далее – Стандарт-98). Включает: Обязательный минимум-98 Примерную программу Требования к уровню подготовки выпускников Образцы заданий для проверки уровня подготовки
* 11.11.10 * Обязательный минимум-98 УМК: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ: ФИЗИКА. 7 – 9 КЛАССЫ (авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин); И УЧЕБНИКИ Примерные и рабочие программы 2000 - 2004 гг. 1-11 изд. П-7 1-10 изд. П-8 1-12 изд. ПГ-9
* 11.11.10 * Обязательный минимум-98 УМК. ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНИРОВАНИЯ. Основной материал Демонстрационные опыты Задачи Домашние задания Контрольные работы Лабораторные работы (отсут. в учеб.) Методические рекомендации
* 11.11.10 * Обязательный минимум-98 Задачник к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Содержит задачи по материалу всех четырех глав. Многочисленные поурочные разработки и планы, рабочие тетради и другие материалы, написанные учителями к УМК.
* 11.11.10 * ЧАСТЬ II. УМК, СОЗДАННЫЙ В СООТВЕТСТВИИ C ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. (далее –Ф.К.-осн.-04; утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 №1089) Сборник включает: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Физика Федеральный базисный учебный план Структура Ф.К.-осн.-04: Цели изучения физики Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Требования к уровню подготовки выпускников
* 11.11.10 * Ф.К.-осн.-04 УМК: РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ: ФИЗИКА. 7 – 9 КЛАССЫ (авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин); Конкретные изменения в содержании Ф.К.-осн.-04 (по сравнению с Обязательным минимумом-98) представлены в пояснительной записке к рабочим Программам 7-9 классов (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин) 2008 года издания. Программы 2008 г. составлены с учетом этих изменений.
* 11.11.10 * Изменения в содержании Ф.К.-осн.-04 Добавлены: теоретические вопросы экспериментальные умения умение объяснять принцип действия перечисленных физических приборов и технических объектов
* 11.11.10 * Ф.К.-осн.-04 12 издание 11 издание 13 издание Указанные здесь и последующие издания учебников приведены в соответствие с Ф.К.-осн.-04.
* 11.11.10 * Существенные изменения в содержании учебников, приведенных в соответствие с Ф.К.-осн.-04 П-7, 12-е издание, доработанное §10. Центр тяжести тела (в разделе Материал для чтения)
* 11.11.10 * П-8, 11-е издание, доработанное §4. Полупроводники. Полупроводниковые приборы.
* 11.11.10 * ПГ-9, 13-е издание, доработанное Условные обозначения (используются в рабочей программе и поурочном планировании) [ ] материал, не обязательный для изучения ° материал, включённый сверх указанного в стан- дарте для реализации ВПС Курсив материал изучается, но не выносится на итоговый контроль Полужирный новый материал
* 11.11.10 * ПГ-9, 13-е издание, доработанное § 14. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость § 23. Вывод закона сохранения механической энергии § 49.°Направление индукционного тока. Правило Ленца § 50. °Явление самоиндукции § 51. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор
* 11.11.10 * ПГ-9, 13-е издание, доработанное § 54. Конденсатор § 55. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний § 56. Принципы радиосвязи и телевидения
* 11.11.10 * ПГ-9, 13-е издание, доработанное § 59. Преломление света. °Физический смысл показателя преломления § 60. Дисперсия света. [Цвета тел] [§ 61. Спектрограф и спектроскоп ] § 62. Типы оптических спектров
* 11.11.10 * ПГ-9, 13-е издание, доработанное [§ 63. Спектральный анализ] § 64. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. § 78. Биологическое действие радиации. Период полураспада. [Закон радиоактивного распада]
* 11.11.10 * Ф.К.-осн.-04 Поурочно-тематическое планирование Автор – Е.М. Гутник Предисловие Таблица планирования Приложение 1: Задачи Приложение 2: С.Р. и К.Р. Приложение 3: Д.О. и Л.Р. Содержание
Ф.К.-осн.-04
* Ф.К.-осн.-04 Поурочно-тематическое планирование Автор – Е.М. Гутник Приложение 1: Задачи Поступательное движение. з.2. Приведите пример, в котором одна часть тела в одной системе отсчёта двигалась бы поступательно, а другая часть в другой системе – вращательно. з.3. Приведите пример тела, одна часть которого дви-галась бы вращательно, а другая – поступательно в одной и той же системе отсчёта
* Ф.К.-осн.-04 Поурочно-тематическое планирование Автор – Е.М. Гутник Задания на развитие общеучебных умений 1. Сравнить, найти общее или особенное (различное) 1. На рисунке 1 изображены два мерных сосуда. В чем заключается сходство их шкал?
* Ф.К.-осн.-04 Поурочно-тематическое планирование Автор – Е.М. Гутник 10. Определить конструкцию устройства по принципу его действия На рисунке показан насос (в разрезе) для перекачки жидкостей (например, бензина). В нём не хватает двух деталей. Изобразите насос в разрезе так, чтобы были видны все его детали.
* Ф.К.-осн.-04 Поурочно-тематическое планирование Автор – Е.М. Гутник Причины возникновения погрешности отсчета: а) параллакс (обусловлены толщиной линейки и неправильным углом зрения), б) неправильное расположение линейки
* Ф.К.-осн.-04 Методы уменьшения абсолютной погрешности измерений
* 11.11.10 * Подготовка к переходу на обучение в соответствии со стандартами второго поколения Переработка учебников Создание Тетради для лабораторных работ и опытов и Задачника к учебнику «Физика. 9 класс», отвечающих требованиям стандарта 2-го поколения по физике
Подготовка к переходу на обучение в соответствии со стандартами второго поколения • Одобрены РАН и РАО • Имеют гриф «Рекомен-довано» МО и Н РФ • Включены в Федераль-ный перечень учебни- ков
Основные направления переработки всех трёх учебников линии Совершенствование методического аппарата в соответствии с требованиями, изложенными в проекте стандарта: Добавлен обобщающий материал «Итоги главы», включающий рубрики «Самое главное» и «Проверь себя» • Материал для дополнительного чтения перенесён по месту изучения в рубрику «Это любопытно» • Усовершенствован оригинал-макет • Увеличено число повышено качество иллюстраций
Основные направления переработки всех трёх учебников линии Включение задач: на формирование основных видов учебной деятельности • на достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях
* 11.11.10 * Основные направления переработки учебника «Физика. 9 класс» • Сокращение (в частности за счет перенесения части материала в курс 8 класса, например, материал о конденсаторе) • Структура учебника: Гл. I. Законы взаимодействия и движения тел Гл. II. Механические колебания и волны. Звук Гл. III. Электромагнитное поле Гл. IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер Гл. V. Строение и эволюция Вселенной
Основные направления переработки учебника «Физика. 9 класс» Интеграция курсов физики и астрономии реализована двумя путями: 1. включением в курс физики главы V 2. точечным включением ряда вопросов, в которых гармонично связаны знания по физике и астрономии Например:
Основные направления переработки учебника «Физика. 9 класс» • термоядерная реакция как источник энергии Солнца и других звёзд, • использование метода спектрального анализа в астрономических исследованиях, • применение знаний об оптических спектрах и эффекте Доплера к вопросу о создании модели Вселенной, • открытие планет Нептун и Плутон «на кончике пера»
* 11.11.10 * Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе I. Личностные результаты: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки, уважение к творцам науки и техники (воспитательная компонента)
* 11.11.10 * Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
* 11.11.10 * Сравнить, найти общее или особенное (различное) | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | 0 1 2 3 4 | | | | | | | | | 0 1 2 3 4 Чем линейки отличаются друг от друга? Какую из них вы выбрали бы для того, чтобы как можно точнее измерить длину маленького предмета? (+метод: способ уменьшения абсолютной погрешности измерений)
* 11.11.10 * Сравнить, найти общее или особенное (различное) Точность измерений (Т) величина обратная модулю относительной погрешности T=1∕ε=x/∆x | | | | | | | | | 0 1 2 3 4 | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | ' ' ' ' | 0 1 2 3 4
* 11.11.10 * Задача на формирование общеучебных умений Пример: Для измерения длины и диаметра куска проволоки использовали соответственно демонстрационный метр (Ц.Д.= 1 см), и штангенциркуль (Ц.Д.= 0,1 мм). L=100 см; D= 4 мм; TL =100 см/1 см = 100 Td =4 мм/0.1 мм = 40
* 11.11.10 * методы научного познания Допустим, вам нужно показать на опыте, что выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, зависит от объема этого тела. Какой из двух наборов оборудования, представленных на рисунке 3, вы для этого выберете? Почему?
* 11.11.10 * методы научного познания Рассмотрите и скажите, какую серию опытов надо поставить для того, чтобы определить, зависит ли расстояние, на которое откатится шар от наклонной плоскости, от: а) размера шара (массы шаров одинаковы), б) высоты наклонной плоскости. Почему вы выбрали именно эти серии?
* 11.11.10 * Установление причинно-следственных связей На рисунке 5 изображен тяжелый брусок с привязанной к нему ниткой. Брусок лежит на столе. Нить потянули влево с силой F. Что может произойти при этом с бруском и ниткой? Рассмотрите все возможные варианты, свои ответы обоснуйте. (Учет всех возможных следствий события) Найдите ошибки в рисунке 6
* 11.11.10 * Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе II. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умениями предвидеть возможные результаты своих действий
* 11.11.10 * Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
* 11.11.10 * Критическое мышление В данном ниже описании опыта, при проведении которого было открыто явление электромагнитной индукции, намеренно сделаны две ошибки: одна – при перечислении оборудования, которым пользовался Фарадей, а вторая – при изложении сути наблюдаемого результата. «Фарадей использовал деревянную катушку с двумя изолированными друг от друга проволочными обмотками на ней. Витки каждой катушки располагались в промежутках между витками другой. Первая из обмоток была замкнута на электромеханический генератор постоянного тока, а вторая – на гальванометр. При прохождении постоянного тока в первой цепи гальванометр регистрировал наличие индукционного тока во второй цепи (не содержащий источника тока)».
* 11.11.10 * Тетрадь для лабораторных работ и опытов к учебнику «Физика. 9 класс» «Новые работы»: Опыт №2. Реактивное движение. Модель ракеты. Опыт №3 Ч.2. Период колебаний пружинного маятника. Опыт №5. Оценка периода полураспада находящегося в воздухе газа радона и продуктов его распада. Л.Р. №6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром (выполняется коллективно под руководством учителя).
* 11.11.10 * Спасибо за внимание! Вопросы?