Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты Физика 7 класс
Цели урока: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор.Выявить источники физических знаний.
“Науку все глубже постигнуть стремись,Познанием вечного жаждой тянись.Лишь первых познаний блеснет тебе свет,Узнаешь: предела для знания нет.”Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)
Трудно было человеку миллионы лет назад,Он совсем не знал природы,Слепо верил в чудеса!Он всего, всего боялсяИ не знал, как объяснитьБурю, гром, землетрясенье,Трудно было ему жить.И решил он, что ж бояться,Лучше просто всё узнать.Самому во все вмешаться,Людям правду рассказать.Создал он Земли науку,Кратко “физикой” назвал.Под названьем тем короткимОн природу распознал!
Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие «ФИЗИКА» ( от греческого слова «фюзис» - природа).
В русском языке слово «физика» появилось в XVIII век, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.
Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира. Физика тесно связана с другими науками: географией, астрономией, химией, биологией.
Физические термины -специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.Физическое тело ВеществоМатерияФизические явленияФизическая величинаФизический прибор
Физическое тело - это каждый окружающий нас предмет.Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела.Материя - это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.Физические величины - это измеряемые свойства тел или явлений.Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.
Физические явления1. Механические явления
Физические явления2. Электрические явления
Физические явления3. Магнитные явления
Физические явления4. Оптические явления
Физические явления5. Тепловые явления
Физические явления6. Внутриатомные и внутриядерные явления
Отгадай загадку1. Сначала - блеск. За блеском – треск, За треском –плеск.
Отгадай загадку2. Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал. Без тела, а живет оно, Без языка кричит.
Отгадай загадку3. На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду узнает.
Отгадай загадку4. Что с земли не поднимешь?
Отгадай загадку5. Две сестры качались,Правды добивались.А когда добились.То остановились.
Отгадай загадку7. Считает весь век, А сам не человек.
Отгадай загадку8. Я под мышкой посижуИ что делать укажу:Или разрешу гулять,Или уложу в кровать.
Какими методами, способами изучают физические явления?Откуда появляются у человека знания? Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.
Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям.
Источники физических знанийНаблюденияОкна в мир:Зрение, слух, осязание, обоняние, вкусМысльГипотеза, догадка, фантазия, мечта, интуицияОпытВопрос природе на её языке вещей и событий
Пословица гасит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А почему народ так решил?Случалось ли, что органы чувств вас обманули?Проведите рукой по столу, рука ощущает сопротивление. Высказываем гипотезу: сопротивление объясняется зацеплением мельчайших зазубрин на поверхности тел. Придумайте опыт, позволяющий проверить эту догадку.Приходилось ли вам в повседневной жизни делать измерения? Какие?
1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?
1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?
1.В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?2.Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?
Домашнее задание § 1 – 3В предлагаемую таблицу напишите по три примера.