МИРОВОЗЗРЕНИЕ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». из Ветхого Завета
Актуализация знаний по теме «Нравственные ориентиры деятельности». Ответьте на вопросы: Что такое ненависть? В чем общественная опасность групповой ненависти? Тесты «Нравственные ориентиры деятельности». Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.
Что такое ненависть? В чем общественная опасность групповой ненависти? Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. Ненависть, в каких бы формах она не проявлялась, противоречит нормам человеческой морали, отношениям доброжелательности и дружбы.
Тесты «Нравственные ориентиры деятельности». 1.Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»: а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке; б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей; г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий. 2.Наукой о морали, нравственности является а) этика; б) эстетика; в) экзистенция; г) эклектика. 1.Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали? а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей; б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий; в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов; г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности. 2.Центральными в этике являются понятия а) общего и частного; б) добра и зла; в) абсолютного и относительного; г) идеального и материального.
3.Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется а) категорическим императивом б) «золотым правилом нравственности» в) научным мировоззрением г) духовной потребностью. 4.Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях а) идеал; б) ценность; в) право; г) религия. 5.Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы а) Фома Аквинский, Августин Блаженный; б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза; в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль; г) Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.П. Сартр. 3.Понятие категорического императива было сформулировано а) Д. Дидро; б) И. Кантом; в) Г.Ф. Гегелем; г) К. Каутским 4.Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией а) долга; б) совести; в) чести; г) достоинства. 5.Мыслители – сторонники социального происхождения морали а)Фома Аквинский, Августин Блаженный; б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза; в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль; г) Аристотель, К.А. Гельвеций, Ж.П. Сартр.
Венгерский кроссворд. 1.Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. нигилизм 2.Учение о ценностях. аксиология 3.Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. эвдемонизм 4.Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще. релятивизм н и г э е м и з и л и в д о н м з м и о р и в s а к с л е т и w я и г о л я з м
Мировоззрение § 16, стр. 174-178. Человек и общество. Обществознание. Часть 1. 10 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. М., «Просвещение». Основополагающий вопрос урока «В чем состоит сущность мировоззрения?» План урока. 1. Что такое мировоззрение? 2. Типы мировоззрения. 3. Роль мировоззрения в деятельности человека.
1. Что такое мировоззрение? Духовный мир человека ученые характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувства и воли. Мир личности индивидуален и неповторим. Духовный мир человека может быть правильно понят лишь в тесной связи с духовной жизнью общества. Духовная жизнь человека, общества постоянно развиваются. Внутренний мир человека проявляется и видоизменяется в процессе духовно-теоретической и духовно- практической деятельности, зависит от 1) нравственных устоев индивида и общества; 2) мировоззрения и 3) менталитета. В узком смысле мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Эти слова предполагают мир, который окружает человека, то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира тем, что оно представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом; представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним?; удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его? Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
2. Типы мировоззрения. Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими походами к их решению, своими духовными ценностями. Классификация типов мировоззрения может быть различной. В истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок.
В истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок Вот одна из классификаций типов мировоззрений: Теоцентризм – Бог Природоцентризм – природа Антропоцентризм – человек Социоцентризм – общество Знаниецентризм – знание Наукоцентризм - наука
Наиболее распространенным является выделение следующих типов мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. В чем состоят сила и слабость обыденного, религиозного, научного мировоззрений? Читая текст на стр. 176-177, заполните таблицу. Обыденное мировоззрение Религиозное мировоззрение Научное мировоззрение Характерные черты Сильная сторона Слабая сторона
Типы мировоззрений Обыденное мировоззрение Религиозное мировоззрение Научное мировоззрение Характерные черты Возникает в процессе личной практической деятельности человека. Житейское мировоззрение формируется стихийно. Основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры: Библия, Коран, Талмуд и другие. Основана на научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания, на принципах взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Сильная сторона Опирается на непосредствен ный жизненный опыт человека. Тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целях. Прочная обоснованность достижениями науки, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Слабая сторона Мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры. Нетерпимость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки. Человек не занял еще в научном мировоззрении преобладающего места.
Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. (русская народная пословица) Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; (м) о помощи нуждающимся; (н) о богатстве; (б) о справедливости; (с) о добре. (д)
Призыв к миру «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним» (из Ветхого завета) «И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (из Ветхого завета) Не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему (Ахимса) «И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»» (из Корана)
О помощи нуждающимся «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его» (из Ветхого завета) «Блажен, кто помышляет о бедном!» (из Ветхого завета) «Праведники кормят бедняка, сироту и пленника» (из Корана)
О богатстве «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (из Ветхого завета) Не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного (Апарибраха) «Кто богат, пусть будет воздержан» (из Корана)
О справедливости Правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях (Сатья) «Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы» (из Корана)
О добре «Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (из Ветхого завета) «Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову» (из Ветхого завета) «Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям» (из Корана) «А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику» (из Корана)
Для всех народов нравственные основы человечества исконны и едины. Важнейшее тому доказательство – единство нравственной основы мировых религий.
Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения. Тогда их главной чертой станет гуманистическая направленность. Такая направленность ставит во главу угла воззрений и деятельности высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. С их позиций человек рассматривается как часть общества и природы, ответственный за их сбережение и развитие, обладающий широтой видения мира, признающий равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ставящий во главу угла взаимопонимание людей, их физическое и нравственное здоровье, защиту достоинства человека, его созидательного труда и благосостояния, мирных добрососедских отношений между людьми, различными социальными группами, народами, странами, приверженцами разных религиозных мировоззрений.
3. Роль мировоззрения в деятельности человека. Прочитайте текст на стр. 179-180. Какова роль мировоззрения в деятельности человека? дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности; дает людям понимание того, как достичь намеченных целей; вооружает людей методами познания и деятельности; дает человеку возможность находить истинные ценности жизни и культуры.
4. Рефлексия. Ответьте на вопрос: «В чем состоит сущность мировоззрения?» Закончите предложения. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …
5. Домашнее задание. § 16 .Человек и общество. Обществознание. Часть 1. 10 класс. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. М., «Просвещение». Задание. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различия? Мораль Мировоззрение Общее Различия