Разработчик: Разработчик: доцент кафедры экономики ТПУ Борисова Людмила Михайловна
Понятие рынка, его виды и условия возникновения Понятие рынка, его виды и условия возникновения Спрос. Кривая спроса. Закон спроса Предложение. Закон предложения. Кривая предложения Рыночное равновесие. Равновесная цена. Эластичность спроса и эластичность предложения, факторы их определяющие
Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров.
С точки зрения отдельных товарных групп (рынок нефти, компьютерный рынок и т.д.) С точки зрения отдельных товарных групп (рынок нефти, компьютерный рынок и т.д.) По степени зрелости (развитый, формирующийся) По степени конкуренции (совершенно конкурентный – монополистический) По территориальным границам и масштабам (местный, национальный (внутренний), мировой (внешний)) С точки зрения соответствия законодательства: легальный (белый), полулегальный (серый), нелегальный (черный)
Общественное разделение труда и специализация Общественное разделение труда и специализация Экономическая обособленность субъекта. Частная собственность. Величина трансакционных издержек Свободный обмен ресурсами
Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество продуктов по некоторой цене из возможных в течении определенного периода времени Желание и возможность потребителей приобрести определенное количество продуктов по некоторой цене из возможных в течении определенного периода времени
На рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса. На рынке существует обратная зависимость между ценой и количеством спроса, т. е. при прочих равных условиях снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, а возрастание цены – к уменьшению величины спроса.
В любой данный период времени покупатель получает меньше полезности от каждой последующей, дополнительной единицы продукта В любой данный период времени покупатель получает меньше полезности от каждой последующей, дополнительной единицы продукта
при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров. при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от потребления альтернативных товаров.
При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стали относительно дороже.
вкусы и предпочтения потребителей вкусы и предпочтения потребителей число потребителей на рынке доходы потребителей цены взаимосвязанных товаров ожидания покупателей относительно цен и доходов
Определенное количество продуктов, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течении определенного периода времени. Определенное количество продуктов, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке по каждой возможной цене в течении определенного периода времени.
Студенты Юра, Оля, Катя, Маша, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в ТПУ. Для этого нужно получить лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 700 руб., Оля – не более 900, Катя и Саша – 800, Маша – 300, Владислав 500 р. Студенты Юра, Оля, Катя, Маша, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в ТПУ. Для этого нужно получить лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 700 руб., Оля – не более 900, Катя и Саша – 800, Маша – 300, Владислав 500 р. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.
Чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы, и наоборот. Чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы, и наоборот.
цены на ресурсы, цены на ресурсы, технология производства; ценовые и дефицитные ожидания агентов рынка, размер налогов и субсидий, цены на другие товары, число продавцов на рынке.
PE = PS = PD, PE = PS = PD, где PE – цена равновесия; PS – цена предложения; PD – цена спроса. QE = QS = QD , где QE – объем равновесный; QS – объем предложения; QD – объем спроса.
– увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара; – увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара; – уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара; – рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара; – сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Эластичность – это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.
Точечная эластичность: Точечная эластичность:
Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке: Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:
Спрос эластичный: Спрос эластичный: Спрос неэластичный: Спрос единичной эластичности: Спрос абсолютно эластичный: Спрос абсолютно неэластичный:
1) наличие заменителей; 1) наличие заменителей; 2) степень насущности потребности в данном товаре; 3) удельный вес в доходе потребителя; 4) качество товара и размер дохода потребителя; 5) степень ограниченности доступа к товару; 6) ожидания потребителей; 7) фактор времени.
Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены. Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены. При выборе объектов налогообложения. При решении вопроса о правительственной поддержке той или иной отрасли и т.д.
Товары первой необходимости Товары первой необходимости Предметы роскоши Низкокачественные товары
Если Е DI >0, - то это взаимозаменяемые блага (субституты) Если Е DI >0, - то это взаимозаменяемые блага (субституты) Если Е DI <0 – то это взаимодополняемые (комплименты).
Дайте определение рынка. Дайте определение рынка. Назовите основных субъектов рынка. Что такое спрос, предложение, равновесие? Сформулируйте законы спроса и предложения; постройте кривые спроса и предложения. Напишите 4 известные вам формулы эластичности.