Политические циклы к.э.н., доц. В.В. Матершева
Предпосылки моделей Как правило, предпосылки моделей содержат ответы на следующие вопросы: 1. Чем определяется поведение избирателей, рациональны ли их ожидания в отношении платформ партий и экономической политики, хорошо ли они информированы? 2. Чем мотивируется поведение политических партий и их лидеров? Является ли их поведение оппортунистическим, т. е. направленным исключительно на приход к власти, без учета состояния экономики, или же идеологическим, ориентированным на достижение не только власти, но и некоторых социальных и экономических целей? 3. Могут ли партии повлиять на состояние экономики? С помощью каких инструментов осуществляется это влияние? В большинстве моделей предполагается возможность воздействия партии, пришедшей к власти, на центральный банк страны, так что регулирование денежного обращения становится основным инструментом экономической политики правительства. 4. Каковы экономические и политические шоки, внешние они или внутренние? Большинство моделей политического цикла в качестве шоков рассматривают резкие структурные сдвиги, связанные с внутренней политической системой. Однако в некоторых обсуждаются и последствия внешних шоков — таких, как войны, революции, погодно-климатические условия и изменения мировых цен на энергоресурсы. 5. Компетентность партий — способны ли партии достигать поставленных целей? Считается, что партия компетентна в той мере, в какой она может эффективно управлять экономикой. Отсюда некоторые исследователи объясняют существование циклических колебаний сменой действующих политиков, обладающих разной степенью компетенции. к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза Одним из первых подходов к моделированию влияния политических переменных на экономические была модель Нордхауза, в которой предполагались нерациональные избиратели и оппортунистические партии. В этой модели избиратели, оценивающие находящегося у власти политика только по его прошлому поведению и полностью доверяющие его заявлениям, не пытаются прогнозировать будущую ситуацию. Политик же ведет себя так, чтобы максимизировать число голосующих за него на следующих выборах. Другими словами, политик является представителем оппортунистической партии и добивается исключительно политических целей. В его арсенале — кредитно-денежная политика, реализующая выбор между инфляцией и безработицей, когда низкая безработица в текущий момент ведет к более высокой инфляции как в текущий момент, так и в будущем. Иначе говоря, предполагается, что у действующего политика в краткосрочном периоде существует возможность выбора между инфляцией и безработицей как основными макроэкономическими ориентирами, т. е. кривая Филлипса адекватно описывает краткосрочное совокупное предложение. к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза Пусть доля избирателей, согласных проголосовать за действующее правительство, определяется функцией популярности где и* — оптимальный для экономики уровень безработицы, который может быть меньше естественного уровня ип. Правительство достигает максимума своей популярности, когда , t= 0 и иt, = и* , max Vt = с. На рис. точка с координатами (и*, 0) отражает оптимальное состояние для общества. Предполагается, что правительство контролирует предложение денег и, значит, определяет текущие значения t и иt, основываясь на краткосрочной кривой Филлипса, рассматриваемой как ограничение вида Если ожидания верны, то et = t , и экономика функционирует на уровне полной занятости к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза Изменение ожиданий сдвигает краткосрочную кривую Филлипса SRPC ( et = ), поэтому в долгосрочном периоде выбора между инфляцией и безработицей нет. Долгосрочная кривая Филлипса вертикальна. к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза Предположим, что экономика первоначально находилась в точке А (un , 0), являющейся точкой долгосрочного макроэкономического равновесия с нулевой инфляцией, и приближается время очередных выборов. Для действующего правительства достигнутый уровень популярности не является максимальным, поэтому оно стремится увеличить его и перейти на новую кривую безразличия, более близкую к точке социального оптимума. С этой целью оно может неожиданно увеличить предложение денег в экономике, стимулировать таким образом деловую активность и уменьшить уровень безработицы. к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Нордхауза Таким образом, из рассмотренной модели следует, что в условиях нерациональности избирателей и возможности для правительства непосредственно использовать инструменты денежной политики циклические колебания деловой активности зависят от периода избирательного цикла: а) в первый период нахождения у власти правительство будет проводить антиинфляционную политику, а в предвыборный период — использовать меры по стимулированию экономики. Политические деятели, находящиеся у власти и заинтересованные в победе на очередных выборах, в конце своего срока ориентируются на проведение политики, стимулирующей увеличение занятости, пусть даже ценой роста инфляции, обеспечивая себе поддержку у избирателей. После победы на выборах они в первой половине своего срока вынуждены проводить политику сдерживания инфляции за счет роста безработицы. Таким образом, имеет место систематический цикл безработицы, соответствующий циклу использования инструментов политики, что вызывается избирательным циклом; б) экономика будет двигаться к равновесию с высокой инфляцией. Хотя В. Нордхауз и представил эмпирические данные по разным странам, подтверждающие его выводы, модель политического делового цикла была подвергнута резкой критике за то, что предполагала недальновидность избирателей. В соответствии с моделью получалось, что предшествующая история ничему не учит избирателей, и они не корректируют свои инфляционные ожидания с поправкой на фазу выборного цикла, хотя и знают, что действующий политик перед каждыми выборами стимулирует экономику денежными мерами. Другое направление критики касалось предпосылки об оппортунистическом поведении партий и представляющих их политиков. Указывалось, что это совсем не соответствует эмпирическим фактам в странах с рыночной экономикой и есть статистические подтверждения различий в поведении действующих политиков в зависимости от их партийной принадлежности. Тем не менее, такого типа модели политических циклов пробуют применить в России. На основании анализа выборов 1993—1996 гг. делается вывод о том, что российская ситуация может быть описана с помощью модели Нордхауза, так как выполняются ее предпосылки: • избиратель еще не приобрел политическую память и может рассматриваться как наивный и близорукий; • анализируемые циклы не связаны непосредственно со сменой находящихся у власти партий. к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины В стране действуют две политические партии, представляющие интересы различных слоев избирателей. Поэтому их целью является не только приход к власти, но и проведение экономической политики, направленной на достижение различных целей, реализующих их предвыборные экономические платформы. Следовательно, разные партии моделируются как политические деятели с разными целевыми функциями. к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины Дискреционное равновесие в одношаговой игре к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины Дискреционное равновесие в одношаговой игре к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины Равновесие в повторяющейся игре к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины Равновесие в повторяющейся игре к.э.н., доц. В.В. Матершева
Модель Алесины Равновесие в повторяющейся игре к.э.н., доц. В.В. Матершева