Покровский Покровский Константин Константинович Кафедра «Международные отношения» [email protected]
Международное научно-техническое сотрудничество – база для создания новых технологий совместными усилиями специалистами нескольких стран Формы сотрудничества: создание общих научно – исследовательских центров для использования научно – технических идей совместные эксперименты в области совершенствования действующих технологий совместные изыскания и изучения зарубежного опыта в области организации производства текущая координация и консультации по текущим вопросам НТП организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала
Экспортный контроль - один из принципов, положенных в основу правового регулирования внешнеторговой деятельности. Экспортный контроль - один из принципов, положенных в основу правового регулирования внешнеторговой деятельности. Одновременно он входит в число методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества
Экспортный контроль выполняет две функции: Экспортный контроль выполняет две функции: это мера нетарифного внешнеэкономического регулирования; одновременно важный инструмент внешней политики, что оказывает разнонаправленное воздействие на национальные интересы.
Экспортный контроль оказывает существенное влияние на международный трансфер высоких технологий и таким образом на конкурентоспособность многих компаний и стран. Экспортный контроль оказывает существенное влияние на международный трансфер высоких технологий и таким образом на конкурентоспособность многих компаний и стран. Контроль за технологиями - одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля. Доступ к мировой копилке накопленных знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности
Основными целями экспортного контроля являются: Основными целями экспортного контроля являются: 1. защита интересов Российской Федерации; 2. реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; 3. создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Экспортный контроль регулирует взаимоотношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой комплекс мер, обеспечивающих предотвращение несанкционированного вывоза за рубеж: товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения ( далее – ОМУ), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Экспортный контроль регулирует взаимоотношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой комплекс мер, обеспечивающих предотвращение несанкционированного вывоза за рубеж: товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения ( далее – ОМУ), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Первый международный режим экспортного контроля – Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ), осуществляющий непосредственный контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран был создан в 1949 г. по инициативе США. Первый международный режим экспортного контроля – Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ), осуществляющий непосредственный контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран был создан в 1949 г. по инициативе США.
Основная задача КОКОМ – сдерживание темпов развития СССР и его союзников путем ограничения и даже исключения их: - участия на международных технологических рынках; - доступа к новейшим высоким технологиям т товарам двойного назначения.
В состав КОКОМ вошли все страны НАТО(кроме Исландии), Япония и Австралия. В состав КОКОМ вошли все страны НАТО(кроме Исландии), Япония и Австралия. Государства – участники согласовывали позиции по вопросам экспорта товаров и технологий, которые должны были строго контролироваться.
Были созданы три списка товаров и технологий: список военных технологий, список ядерных технологий и промышленно – торговый список, известный как «Международный список КОКОМ» Были созданы три списка товаров и технологий: список военных технологий, список ядерных технологий и промышленно – торговый список, известный как «Международный список КОКОМ» Другая деятельность КОКОМ – рассмотрение заявок стран-участниц на осуществление экспорта их компаниями товаров и технологий в страны не являющиеся участниками КОКОМ.
С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля ( catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если он знал или имел информацию о том, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя. С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля ( catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если он знал или имел информацию о том, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя.
Прекращение периода холодной войны привело к прекращению деятельности КОКОМ и созданию новых международных режимов экспортного контроля. Прекращение периода холодной войны привело к прекращению деятельности КОКОМ и созданию новых международных режимов экспортного контроля. В середине 90-х годов КОКОМ прекратил свое существование
Элементы системы экспортного контроля. Элементы системы экспортного контроля.
1. Участие в международных режимах нераспространения 1. Участие в международных режимах нераспространения Государство в своей внешнеполитической деятельности должно соблюдать правила, нормы и процедуры тех режимов нераспространения, членом которых оно является. К настоящему времени сложились следующие международные режимы нераспространения: Группа ядерных поставщиков Режим контроля за ракетными технологиями Австралийская группа Вассенаарские договоренности
2. Контрольные списки 2. Контрольные списки Контрольные списки – основной инструмент экспортного контроля. Список – юридически оформленный список товаров и технологий, экспорт которых подвергается государственному контролю и регулированию (лицензированию).
В контрольных списках оговариваются и определяются те технические особенности, при наличии которых экспорт товаров и технологий должен лицензироваться. В контрольных списках оговариваются и определяются те технические особенности, при наличии которых экспорт товаров и технологий должен лицензироваться. Контрольные списки должны быть доступны для экспортеров. Национальные списки должны базироваться на списках, принятых международными режимами нераспространения.
3. Система лицензирования 3. Система лицензирования Система лицензирования включает в себя правовую базу, государственные органы и различные организации, а также всю ту деятельность и процедуры, которые связаны с разрешением или отказом в экспорте товаров и технологий. Система лицензирования основана на национальной нормативно-правовой базе в сфере экспортного контроля, она определяет участников и сроки принятия решений о выдаче разрешений на экспорт. Структурно в систему лицензирования входят все органы и официальные лица, связанные с выдачей лицензии.
4. Всеобъемлющий контроль ( режим 4. Всеобъемлющий контроль ( режим «catch all») Всеобъемлющий контроль представляет собой правовое обоснование , не дающее возможности экспортерам «обойти» законы экспортного контроля или найти в них слабые места и «легально» продать чувствительные товары и технологии, имеющие отношение к ОМУ. Основной принцип этого контроля: поставщики не могут экспортировать товары и технологии подозрительным конечным пользователям или посредникам, если у экспортера есть основания предполагать , что предмет экспорта может быть использован для производства ОМУ.
5. Процедуры экспортного контроля 5. Процедуры экспортного контроля Процедуры экспортного контроля включают в себя организацию работы аппарата, участвующего в процессе контроля, предусматривают обновление существующих процедур, разработку и внедрение новых, а также принуждение к их исполнению. Большое значение придается тому, чтобы в процесс экспортного контроля были включены несколько ведомств через механизм межведомственной координации. Должна существовать процедура технической проверки конечного пользователя и конечное использование товара или технологии.
6. Обмен информацией 6. Обмен информацией В информационный обмен входит все, что связано с правовой и организационной базой, с осуществлением сбора и обеспечения информацией в области политики экспортного контроля, законодательства, реализации и регулирования экспортного контроля. Это обмен информацией по количеству запрошенных и выданных лицензий и количеству нарушений и даже обмен разведывательными данными об иностранных конечных пользователях. Обмен информацией включает ознакомление населения с системой экспортного контроля, об их обязанностях и правовой ответственности за нарушение законодательства.
7. Таможня 7. Таможня Таможня является специально установленным государственным правоохранительным ведомством , вырабатывающим и осуществляющим меры по определению и пресечению нелегального экспорта-импорта. В национальной системе экспортного контроля таможня – последний рубеж при осуществлении экспортной сделки, на котором может быть пресечен незаконный экспорт, представляющий угрозу для распространения ОМП. Пункты таможенного контроля оснащены соответствующим оборудованием и методами для идентификации экспортируемых объектов.
8. Правоприменение 8. Правоприменение С целью эффективного функционирования системы экспортного контроля государство должно обеспечивать неукоснительное правоприменение, в частности гражданское и уголовное наказание за нарушение норм законодательства. Наказание может включать конфискацию предмета незаконного экспорта, штрафы, налагаемые на экспортера, лишение экспортных привилегий, тюремное заключение виновных в нелегальном экспорте и др.
9. Служба экспортного контроля 9. Служба экспортного контроля Служба экспортного контроля является структурной единицей организации, и ее важнейшей задачей является обеспечить соблюдение организацией норм и правил экспортного контроля. Деятельность таких служб в организации осуществляется в соответствии с Внутрифирменной программой экспортного контроля ( далее – ВПЭК). Структура службы определяется активностью и разнообразием экспортной деятельности организации.
10. Обучение 10. Обучение Обучение обеспечивает всю систему экспортного контроля квалифицированными сотрудниками всех уровней, включает сеть образовательных учреждений, обеспечивает информацией экспортеров. Для эффективного функционирования системы экспортного контроля должна работать система подготовки кадров по каждому из перечисленных выше элементов экспортного контроля.
Термины и определения Термины и определения Внешнеэкономическая деятельность ( ВЭД) - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность , включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них ( интеллектуальная собственность). ( Федеральный закон от 13.10.1995 г. № 157 –ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»)
Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование , научно – техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание ОМУ, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Оружие массового уничтожения(поражения) – Оружие массового уничтожения(поражения) – ядерное, химическое , бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. Российские участники ВЭД – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в порядке установленном законодательством, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающие правом осуществления ВЭД в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения. Средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения. Товар – любое движимое имущество ( включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные , морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке , товаром не являются.( п.1 ст. 130 ГК Российской Федерации)
Услуги - предпринимательская деятельность , направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основании трудовых правоотношений. Экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательств об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной территории Российской Федерации. (Федеральный закон от 13.10.1995 г. № 157 –ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»)