Разработка урока учителем Разработка урока учителем географии и экономики Санкт-Петербургского ГОУ СПО «Колледж олимпийского резерва № 1» Макаловой Ниной Леонидовной
Урок по экономике по теме «Рынок труда (экономические проблемы безработицы), Урок по экономике по теме «Рынок труда (экономические проблемы безработицы), Урок по географии по теме «Трудовые ресурсы России», Материал для элективных курсов по экономике и географии.
Цели урока: Цели урока: Обучающая: дать новые понятия (рабочая сила - экономически активное население, занятость, безработица и ее виды, уровень занятости и безработицы), сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях. Развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами. Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.
Нетрудоспособное население – лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также Нетрудоспособное население – лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья. Трудоспособное население: Добровольно незанятые – трудоспособные люди, добровольно неработающие по найму или на индивид. предприятиях ( учащиеся и студенты дневных отделений старше 16 лет, домохозяйки) Экономически активное население (рабочая сила) – занятые + безработные Занятые – люди работающие полный рабочий день по найму или на индивид. предприятиях. При этом человек считается занятым, если он не работает по следующим причинам: болеет, находится в отпуске, бастует, из-за стихийных бедствий. Безработные – люди, не имеющие работы, желающие получить и активно ищущие ее.
Безработные Безработные ____________________ * 100% Занятые + Безработные (5,2 млн. чел./76,2 млн. чел. )*100%= 6,8 % Уровень безработицы – важнейший индикатор состояния экономики.
Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 млн. человек. Из них 24 млн. дети до 16 лет, 30 млн. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4,6 млн. человек - безработные, 1 млн. человек заняты неполный рабочий день и ищут работу.
Фрикционная безработица – Фрикционная безработица – работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город), при переходе на новое место работы, ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей), заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей). Государственные меры : Информация о наличии рабочих мест, Услуги службы занятости, Повышение мобильности трудовых ресурсов (создание развитого рынка жилья, отмена прописки).
Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке. Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке. Сезонная безработица (туризм, сельское и лесное хозяйство и др.) – потеря работы в межсезонье. Государственные меры : Субсидии на получение образования, Обучение и переобучение работников, Создание временных рабочих мест, Повышение мобильности трудовых ресурсов.
работники, уволенные в период общего экономического спада. работники, уволенные в период общего экономического спада. Государственные меры : стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости, инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий, поощрение иностранных инвестиций в экономику, создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.
Невозможность избежать фрикционной и структурной – это естественная безработица. Невозможность избежать фрикционной и структурной – это естественная безработица. Если уровень безработицы = естественному – это полная занятость. Экономический потенциал страны (потенц. ВНП) – это объем производства при полной занятости. Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.
Занятость неполный рабочий день, Занятость неполный рабочий день, Работа не соответствует квалификации, Разочаровавшийся работник.
Экономически – неполное использование производственных ресурсов, меньшее производство товаров и услуг, снижение спроса, снижение уровня благосостояния. Экономически – неполное использование производственных ресурсов, меньшее производство товаров и услуг, снижение спроса, снижение уровня благосостояния. Социально – обострение проблем бедности, преступности, асоциального поведения.
Недавний выпускник вуза, ищущий свою первую работу – Недавний выпускник вуза, ищущий свою первую работу – фрикционная. 2. Бывший работник сталелитейного завода, закрытого из-за того, что устарело оборудование – структурная. 3. Работник, уволенный агрофирмой по окончании сбора урожая – структурная, сезонная. 4. Плотник, уволенный вследствие спада в жилищном строительстве из-за роста ставок банковского процента, – циклическая,
5. Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье, - 5. Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье, - фрикционная. 6. Закрытие ряда угольных шахт и массовое увольнение шахтеров из-за строительства электростанций, использующих в качестве источника энергии нефть, - структурная. 7. В мае 2005 года Андрей окончил университет. Хорошо отдохнув 1,5 месяца, он начал искать работу и спустя 2 недели нанялся на уборку клубники. Когда через 2 месяца период уборки закончился, Андрей был уволен. Он будет учтен при исчислении – фрикционной и сезонной безработицы.
8. Выпускник школы желал бы устроиться на работу. Несмотря на то что газеты пестрят предложениями, активные поиски не дают результата по причине отсутствия опыта и квалификации. Это событие будет учтено как - 8. Выпускник школы желал бы устроиться на работу. Несмотря на то что газеты пестрят предложениями, активные поиски не дают результата по причине отсутствия опыта и квалификации. Это событие будет учтено как - структурная безработица. 9. Домохозяйка решила пойти работать и начала поиски рабочего места – фрикционная. 10. Закрытие военного производства привело к увольнению работников – структурная.
В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых. В стране в августе было 10 млн. чел. безработных и 90 млн. чел. занятых. Определи численность рабочей силы, уровень безработицы и уровень занятости. В сентябре из 90 млн. чел., имевших работу было уволено 0,5 млн. чел. Какова численность занятых теперь? В течение октября 1 млн. чел. из числа безработных прекратили поиски работы, из-за постоянных отказов, ссылаясь на то, что у них карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в октябре. Кем стали отчаявшиеся? Правильные ответы: 1) 100 млн. чел., 10 %, 90 %. 2) 89,5 млн. чел. 3) Безработных – 9,5 млн. чел., раб. сила – 99 млн. чел., уровень безработицы – 9,6%, скрытая безработица.
Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку (Л. Толстой). Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку (Л. Толстой). Мотивация к работе – часть мотивации к жизни (Э. Воутилайнен). Прием на работу – это победа надежды над опытом (Э. Воутилайнен). Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство (Л. Толстой). Праздная жизнь – это преждевременная смерть. (Гете).
В соответствии с курсом «География» или «Экономика». В соответствии с курсом «География» или «Экономика». Привести примеры разных видов безработицы. Найти данные о численности безработных в своем регионе, распределении их по отраслям. Подготовить список наиболее и наименее востребованных специальностей сейчас и в будущем. Узнать о мерах по сокращению безработицы в своем регионе.