ЛЕКЦИЯ 5. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ
План 1. Общие вопросы расчетов 2. Учет расчетов с покупателями 3. Учет расчетов с поставщиками 4. Учет расчетов с подотчетными лицами
1. Общие вопросы расчетов
Партнеры по хозяйственной деятельности могут быть дебиторами или кредиторами. Дебиторы - должники предприятия, их задолженность является активом предприятия и отражается в активе баланса. Их учет ведется на активных счетах: 36 -Расчеты с покупателями и заказчиками; 37.1 - Расчеты по авансам выданным; 37.4.- Расчеты по претензиям и тому подобное. Кредиторы - заимодатели предприятия. Кредиторская задолженность служит одним из источников образования хозяйственных средств. Учет кредиторской задолженности ведется на пассивных счетах: 63 - Счеты с поставщиками и подрядчиками; 68.1 - Расчеты по авансам полученным и др. Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты путем платежных поручений. Выписка платежного поручения не сопровождается формированием проводок, и только после того, как с расчетного счета предприятия перечислена банком указанная сумма, а сам факт подтверждается документом Банковская выписка, проводится отражение данного факта на счетах бухгалтерского учета.
2. Учет расчетов с покупателями
Общие вопросы расчетов с покупателями В учете расчетов возможны два варианта расчетов – оплата реально выполненных работ и поставленных материалов или авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненные работы. Соответственно, оправдательным документом для первого вида платежей являются счета, акты о приемке выполненных работ и др. Оправдательным документом для выплаты авансов служат договора. Для осуществления безналичного перечисления денежных средств в основном используется документ «Платежное поручение». Основанием для отражения операций расчетов с покупателями в бухгалтерском учете является выписка с банковского счета. Суммы, зачисленные на расчетный счет, в банковской выписке отражаются в графе «Кредит». Суммы оплаты, поступившие от покупателя и зачисленные на расчетный счет организации, отражаются в бухгалтерском учете проводками в дебет счета 31 и кредит счета 36 \"Расчеты с покупателями и заказчиками\". Предоплата переводится на расчетный счет предприятия и отражается как кредиторская задолженность предприятия перед покупателем готовой продукции. Предприятие, получившее аванс, выплачивает в бюджет с суммы аванса НДС, поскольку авансовые платежи включаются в облагаемый оборот. Расчеты по авансам учитываются на счете 681 \"Расчеты по авансам полученным\".
Технология расчета в «1С» В типовой конфигурации программы для автоматизации ввода операций по фактам оплаты или предоплаты, зачисленной на расчетный счет организации, используется универсальный документ \"Банковская, выписка\". Документ \"Банковская выписка\", входящий в состав типовой конфигурации, работает в нескольких режимах. В частности, при отражении расчетов с покупателями, таких режимов два: один для отражения факта оплаты, другой для отражения факта предоплаты.
В случае оплаты документ формирует проводку в дебет счета 311 и кредит счета 361 на сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия. В случае предоплаты формируются три проводки: 1. В дебет счета 311 и кредит счета 681 на общую сумму средств, поступивших на расчетный счет предприятия от покупателя. 2. В дебет счета 643 и кредит счета 6415 на сумму НДС, включенного в сумму полученной предоплаты. 3. В дебет счета ВД и кредит счета ВД на сумму средств без НДС, поступивших на расчетный счет предприятия от покупателя
Программа сама определяет способ отражения факта поступления денежных средств - как оплату за реализованный товар (продукцию) или как аванс за предстоящую поставку. Решение принимается на основе анализа остатка счета 36 по конкретному контрагенту, принимающему участие в данной операции. Если за контрагентом числится дебиторская задолженность, то поступившие денежные средства трактуются как оплата в счет погашения этой задолженности, в противном случае - как предоплата.
1. Договор (проводок нет) 2. Счет-фактура (проводок нет) 3. Банковская выписка (проводки есть) 4. Налоговая накладная (нет проводок) 5. Расходная накладная (проводки есть) 6. Оказание услуг (проводки есть) Схема оформления реализации в условиях предоплаты
Схема оформления реализации в условиях оплаты по факту получения
Пример структуры расчетов при условии предоплаты
Таким образом, расчет с покупателями осуществляется по двум алгоритмам, в зависимости от первого действия (предоплата или отгрузка). В первом случае Валовые доходы формируются Банковской выпиской, во втором - Расходной накладной. Для автоматизации этого процесса в справочнике Константы (меню Операции) в строке Автоматическое создание налоговых накладных устанавливается значение \"Да\".
3. Учет расчетов с поставщиками
Общие вопросы расчетов с поставщиками Для учета расчетов с поставщиками в программе используется счет 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором предусмотрено ведение аналитического учета в разрезах по субконто: справочника Контрагенты и документа Заказы. Учетная процедура предусматривают два алгоритма расчета с поставщиками, в зависимости от определения первого действия (предоплаты или оприходования товара).
Первый алгоритм предусматривает формирование в персональном компьютере следующих документов: Счета входящего; Платежного поручения; Банковской выписки; Приходной накладной; Запись книги приобретения; Книга приобретения. Второй алгоритм (первое событие-оприходование товара) предусматривает формирование следующих документов в таком порядке: Счет входящий; Приходная накладная; Запись книги приобретения; Платежное поручение; Банковская выписка. В зависимости от первого события налоговый учет (Валовые расходы) будет формироваться Банковской выпиской (первый алгоритм) или Приходной накладной (второй алгоритм).
Структура подчиненных документов и их бухгалтерское оформление
Приходной накладной Регистрация Налоговой накладной поставщика Запись книги приобретения 6 Счета входящего Поступление ТМЦ (запасов) на склад Приходная накладная 5 Выплата аванса поставщику с видом операции «Оплата заказа поставщику» Банковская выписка 4 Счета входящего Поручение банку оплатить конкретные ТМЦ Платежное поручение 3 Договора Акцентирование счета, предъявленного поставщиком Счет входящий 2 Документ-заказ Заключение договора с поставщиком на поставку ТМЦ Договор 1 На основании Операция Документ в 1C № Схема оформления расчетов при условии предоплаты
4. Учет расчетов с подотчетными лицами
Технология учета подотчета при покупке ТМЦ 1. Выдача подотчетной суммы В бухгалтерии предприятия бухгалтером выписывается расходный кассовый ордер. Кассир принимает кассовый ордер к исполнению и выдает сотруднику наличные. В компьютерном учете выполняется команда Документы «Касса «Расходной ордер. Проведение этого документа сопровождается формированием проводок в Журнале проводок - Кредит счета 301 дебет счета 3721. 2. Покупка ТМЦ Подотчетное лицо производит оплату ТМЦ в кассе торгового предприятия. Подотчетное лицо получает материальные ценности и необходимые сопроводительные документы: чек или счет-фактуру, или накладную и т.д
3. Сдача ТМЦ на склад. При сдаче товара на склад кладовщик выписывает приходную накладную и один экземпляр отдает подотчетному лицу. 4. Отчет подотчетного лица и оприходование ТМЦ в бухгалтерии В бухгалтерии предприятия подотчетным лицом заполняется авансовый отчет об использовании подотчетной суммы, к нему прилагаются все документы, подтверждающие выполненные затраты: товарные чеки, приходная накладная и т.д.. На остаток недоиспользованной суммы выписывается приходный кассовый ордер, по которому остаток наличных сдается в кассу. На сумму перерасхода выписывается расходный кассовый ордер, по которому из кассы подотчетному лицу выплачиваются наличные. В компьютерном учете регистрируется авансовый отчет - Документы • Прочие • Авансовый отчет (Рис ). При регистрации авансового отчета формируются все проводки по проведенной хозяйственной операции (рис).
Порядок заполнения авансового отчета
Печать движения документа Авансовый отчет
Контрольные вопросы Какие варианты расчетов с покупателями Вы знаете? Какая схема документального оформления расчетов с покупателями используется при предоплате? Какая схема документального оформления расчетов с покупателями используется при расчете по факту получения товаров? Как и где отражается корреспонденция счетов при расчетах с покупателями по предоплате? Последовательность оформления документов при расчетах с поставщиками при варианте предоплаты Последовательность оформления документов при расчетах с поставщиками при варианте получения товара по факту. Особенности расчетов с подотчетными лицами.