VII районная научно – практическаяконференция старшеклассников «Поиск. Исследование. Открытие». Почвы в моем селе Автор: Муллин Антон 9 класс Руководитель: Рудюк Анна Михайловна учитель географии, биологии высшей квалификационной категории2006 год.
Цель работы: Изучение типов почв на территории села определить по почвенным разрезам типы почв определить механический состав почв и ее кислотность Задачи:
Гипотеза: если человек будет правильно применять агротехнические приемы по использованию почвы, то это не приведет к деградации ландшафта.
«Почва – особое естественно-историческое тело». «Почва есть результат многовекового взаимодействия живой и неживой природы». Почвоведение – наука о происхождении развитии почв, их свойствах, составе, географическом расположении, путяхрационального использования и повышения их плодородия с помощью системы агротехнических приемов. В.В. Докучаев
Разрез №1 К юго-востоку, в 1 км 200 м от школы. Еловый лес. Равнина, микрорельеф выражен в виде оврагов вдоль дороги . Травостой редкий: зеленый мох, кукушкин лен, кислицаобыкновенная, земляника, брусника, костяника, грушанка, майник, звездчатка. А0 – 0-1,5 см. Лесная подстилка: хвоя, ветки. Цвет темно-коричневый, сухая, местами слабо задернена.А1 – 1,5-15,5 см. Цвет светло-черный, включения хвои, корни растений, плотноватая, влажная, аккумулятивно-перегнойный горизонт. Структура зернистая.А2 – 15,5-49,5 см. Темно-коричневый песок, уплотненный, влажный, не вскипает, переход постепенный.В - 49,5-79,5 см. Светло-коричневый песок, некарбонатный, уплотненный, влажный.В1 – 79,5-100 см. Желто-коричневый песок, некарбонатный, плотный, влажный.
Разрез №2 К северо-западу от школы, в 200 м от котельной. Микрорельеф холмистый, антропогенный, сосновый лес. Травостой редкий: мятлик, грушанка, лютик едкий, манжетка (на лугу), лапчатка прямая. А0 – 0-1,5 см. Лесная подстилка: хвоя, ветки, шишки, остатки травянистых растений, рыхлая, сухая. Следы деятельности человека (обломки кирпичей, керамики, мусора).А1 – 1,5-9,5 см. Гумусовый, светло-черный, редкие корни растений, плотноват, структура зернистая, гранулометрический состав почвы не определяется.А2 – 9,5-43,5 см. Коричневый песок, плотноват, свежий (влажность), зернистая, включения отсутствуют, влагоемкость низкая.В - 43,5-61,5 см. Светло-коричневый песок, некарбонатный, уплотненный, сухой.В1 – 61,5-100 см. Желто-коричневый песок, сухой. Определение: дерново-подзолистая почва.
На восток в 600 м от школы. Приусадебный участок. Микрорельеф не выражен, плодово-ягодные растения: малина, смородина черная, смородина красная, жимолость, цветы и другие сельскохозяйственные культуры. А0 – отсутствует.А1 – 0-32 см. Гумусовый, цвет черный, включения: корни культурных растений, живые организмы (дождевые черви), плотноватая, влажная, комковатая.А2 – 32-62 см. Темно-коричневый песок, плотноват, свежий, зернистый, включения отсутствуют.В - 62-82 см. Коричневый песок, плотноват, влажный.В1 – 82-100 см. Желто-коричневый песок, сырой, уплотненный. Определение: супесчаные и песчаные почвы.
К юго-востоку, в 1 км от школы в пойме реки Курги. Микрорельеф холмистый (обрыв). Травостой редкий: пырей, полынь. А0 – 0-1 см. Лесная подстилка. Цвет темно-коричневый, сухая.А1 – 1-18 см. Цвет светло-черный, структура зернистая, сырая, включения: корни растений.А2 – 18-40 см. Темно-коричневый песок, плотноват, сырой, включения отсутствуют.В - 40-100 см. Светло-коричневый песок, рыхлый, насыщенный влагой, включения отсутствуют. Определение: дерново-подзолистые почвы.
Заключение: Проведя данные исследования, я пришел к выводу, что преобладающим видом почв в нашем селе являются дерново-подзолистые, расположенные на песчаных и супесчаных грунтах, развивающихся под пологом темнохвойных и светлохвойных лесов.Произрастание таких растений как хвощ, щавель, осока, лапчатка, ель, а также лабораторные исследования доказывают, что почва имеет слабокислую реакцию среды.На обрабатываемых человеком почвах рН показатель не является постоянным и может относительно меняться. Например, при известковании почв рН показатель может измениться от слабокислого до нейтрального.
Благодарю за внимание!