Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Тема проекта : «Химическое загрязнение почвы»Творческое название проекта: «Экологическая катастрофа почвы»Автор: Фиотович Света, 9 классРуководитель: Ромашкина М.М., учитель химии, 1 категория.
Основополагающий вопрос
Проблемные вопросы: Что представляет собой почва как экосистема?Какую роль играет почва в круговороте веществ в природе?Каково значение почв ?Как и чем происходит загрязнение почв?Как влияют на растения токсические вещества, попавшие в почву в результате экологической катастрофы, и каковы последствия этого влияния?Каковы источники антропогенного загрязнения почв в с. Дмитриевка?
Научные дисциплины «Химия»«Экология»«Физическая география России»«Биология»«Информатика» Участник проекта: Фиотович Светлана ученица 10 класса
Этапы реализации проекта
Актуальность проблемы Почва - наиболее чувствительная к антропогенному воздействию и самая тонкая оболочка Земли. уменьшение площадей почв происходит во много раз быстрее, чем их образование.все в более широких масштабах проявляется антропогенное загрязнение почвы. глобальная экономика приводит к росту промышленных отходов, существенно влияет на химический состав почвы, уменьшая её плодородие, формирует техногенные пустыни.
Актуальность проблемы Именно поэтому чрезвычайно важно изучение биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности. Эта проблема не оставила нас равнодушными и мы решили изучить химическое загрязнение почв, смоделировать некоторые экологические катастрофы и рассмотреть влияние токсических веществ, попавших в почву в результате этих катастроф, на живые организмы.
Список литературы Арустамов Э.А. Природопользование.. М.: Дашков и Ко. 2000.Валова В.Д. Основы экологии. М. :Дашков и Ко. 2001.«Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв» - М.: МГУ, 1990.«Географический энциклопедический словарь». М.: Педагогика. 1988.Добровольский Г. В., Гришина Л. А. «Охрана почв» - М.: МГУ, 1985.Ильин В. Б. «Тяжёлые металлы в системе почва-растение» - Новосибирск: Наука, 1991.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. М.: Дрофа.1995.
Список литературы: Круглов Ю. В. «Микрофлора почвы и пестициды» - М.: Агропромиздат, 1991.Михеев А.В., Константинов В.М.Охрана природы. М.: Высшая школа. 1986.Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы».М.: Просвещение. 1986.Рэуце Н., Кырста С. «Борьба с загрязнением почвы» - М.: Агропромиздат, 1986.Соколова Т. А., Дронова Т. Я. «Изменение почв под влиянием кислотных выпадений» - М.: МГУ, 1993.Химия в школе. М.: Школа – Пресс. № 5. 1999.Энциклопедический словарь юного географа – краеведа. М.: Педогогика.1981.
Исследование № 1: «Имитация экологической катастрофы почвы» Цель: изучение влияния токсических веществ, попавших в почву в результате экологической катастрофы, на растения.Объект: проростки бобовых растений на стадии 2-3 настоящих листьев.Методы: эксперимент наблюдение описание
Исследование №2:«Химическое загрязнение почв в селе Дмитриевка» Цель: выявить основные источники химического загрязнения в селе.Объект: местные сельскохозяйственные предприятия по производству и переработке продукции»Методы: наблюдение;описание;интервьюирование.
Карта проекта: Веб – сайт, реферат – «Почва: состав, строение, роль в круговороте веществ».Буклет – «Значение почв».Информационный бюллетень- «Загрязнение почв. Важнейшие загрязнители почв».Презентация – «Исследование: «Имитация экологической катастрофы почвы».Презентация – исследование «Источники антропогенного загрязнения почв в селе Дмитриевка»
Выводы: почва –это экосистема, где взаимодействует большая часть элементов биосферы: вода, воздух, живые организмы.почва – это часть биологического круговорота «почва –растения-(животные-микроорганизмы)-почва», где происходит образование и разрушение органических соединений, в итоге осуществляется круговорот химических элементов.почва – великая лаборатория, арсенал, доставляющий средство труда, предмет труда, место для поселения людей; она обеспечивает условия жизни человечества, его здоровье; от состояния почвы зависят чистота и состав атмосферы, наземных и подземных вод.
Выводы: Загрязняющие вещества попадают в почву с атмосферными осадками, осаждаются в виде пыли и аэрозолей, поглощаются непосредственно почвой, с растительным опадом. Главным виновником загрязнения почв является человек. Он загрязняет почву мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами, пестицидами, тяжёлыми металлами, удобрениями и радиоактивными веществами.Вещества, попавшие в почву в результате экологических катастроф, вызывают угнетение жизнедеятельности растений и их гибель.
Выводы: в селе Дмитриевка основным виновником антропогенного загрязнения почв является сельскохозяйственная деятельность человека.
Выводы: химия в XXI веке жизненно необходима миру. Она – волшебная палочка: в руках умных, знающих, добрых людей приносит пользу и помогает человечеству.химия открыла перед человечеством широкие перспективы, сделала его счастливым.химия оказалась верным союзником и трудолюбивым помощником природы.химия не виновата. Только от человека зависит, чем станет химия для нашего мира – гибелью или спасением.