История развития экологии как науки Автор: учитель биологии Синдеева Елена АнатольевнаМКОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Кудрявцева» Каменский район Тульская область
1 этап. Зарождение и становление экологии как науки До 60-х г.г. XIX векаНа этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой.Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний.Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.
Аристотель (384-322 до н.э.) В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, какТеофраст (372–287 гг. до н.э.) «История растений»Плиний Старший 923-79 н.э.) «Естественная история»
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.
Роберт Бойль (1627-1691) Первым осуществил экологический экспериментИзучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных
Карл Линней (1707-1778 гг.) «Экономия природы» «Общественное устройство природы» Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел.Сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.:Степан Петрович Крашенинников (1713-1755) – «Описание земли Камчатки»,Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства»Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»
Жан Батист Ламарк (1744-1829) Автор первого эволюционного ученияСчитал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Карл Францевич Рулье (1814-1858) Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.
2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.
Чарльз Дарвин (1809-1882) Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Эрнст Геккель (1834-1919) Предложил термин «экология» Дал определение науки «экологии» Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
В XX в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920)Василий Васильевич Докучаев (1846-1903)Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Создавал учение о биосфере. Показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.Приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», т .е. сфера разума.
3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды 50-е гг. XXв. – до настоящего времени
Прогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу Осознание роли экологических знанийПонимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества.Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.
Методы исследования в экологии Натуральные наблюденияЭксперименты в естественных условияхЛабораторные опытыМатематический анализ (моделирование)
В период своего возникновения экология была составной частью биологии.Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)
Научные отрасли и дисциплины экологии Популяционная экологияГеографическая экологияХимическая экологияПромышленная экологияЭкология растенийЭкология животныхЭкология человека
Вывод: 1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.