«Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того, чтобы существовать, мы должны изменить себя» Т. Хейердал Педагогический проект«Экологизация школьного курса окружающего мира»Учителей начальных классов МОУ Цнинской СОШ №2Масликовой Наталии Александровны и Бобровой Елены Викторовны.
Тип проекта по деятельности учащихся – исследовательский,по форме организации – групповой,по содержанию – межпредметный,по продолжительности – 1 год.Проект рассчитан на детей 7-11 лет, 1-4 класс.
Актуальность Каждый период развития человеческого общества несет в себе свои проблемы. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна – проблема ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Понижение у современных школьников уровня познавательного интереса к экологии - вопрос, который волнует не только учителей, но и родителей. Налицо тенденция усиления роли компетенций, в том числе экологической, в образовании. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования.
Противоречия Между : ухудшающейся экологической обстановкой и экологической компетеностью каждого человека и общества в целом,наличием теоретической литературы по экологии и отсутствием дидактического материала,традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях .теоретическими основами школьного курса природоведения и его практической направленностью,однообразием содержания учебного материала и многообразием форм творческой экологической деятельности детей на школьных и внешкольных занятиях.
Проблема Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к процессу экологизации общей культуры человечества и, как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. Таким образом, необходима экологизация школьного курса окружающего мира.ГипотезаЭкологизация школьного курса окружающего мира способствует формированию экологической компетенции младших школьников.
Формирование экологической компетенции школьников.Проанализировать педагогическую, методическую, экологическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследованияОпределить состав и структуру экологической компетенции младших школьников.Разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы по экологии.Дополнить программу по окружающему миру экологическим содержанием.Организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.Определить содержание диагностических методик и критерии оценки результатов работы.
Теоретико-методологическая основа проекта Концепция экологического образования, ориентированная на развитие экологической культуры школьников (Т.В.Кучер, И.Т. Суравегина);положения компетентностного подхода в образовании (материалы Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования», работы И.Г.Агапова, М.Аргайла, В.А.Болотова, Э. Ф. Зеера, Ю.Меля, В.В.Серикова, С.Е.Шишова и др.);теория учебной деятельности (В.В.Давыдов);концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, А.С.Белкин, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, И.С.Якиманская);теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.).
Содержание экологической компетенции
Этапы работы над проектом 1 этап. Проблемно-поисковый.- знакомство с темой, задачами проекта. - анализ противоречий, формулировка основной гипотезы. - подбор материала.2 этап. Теоретико-методологический.- разработка учебных заданий,- разработка диагностических методик оценивания, критериев оценки,- планирование практической деятельности.3 этап. Опытно-практический. - реализация плана практической деятельности,- проведение диагностических исследований.4 этап. Обобщающий. - обработка результатов исследований,- распространение результатов проекта,- презентация, оценка результативности проекта.
Реализацияпроекта
Деятельность учащихся
Темы самостоятельных исследований учащихся Экологические проблемы родного краяОни могут исчезнутьПо заповедным тропинкамЭкологические катастрофыПо грибы без лукошка Экология и здоровьеЗеленая аптека Вода и жизньВоздух и жизньКрасная КнигаРезультаты: доклады, проекты, рисунки, фотографии, памятки.
Разработка дидактического материала с учетом: возрастных психологических особенностей; индивидуальных особенностей школьников; особенностей общеобразовательного учреждения.
Практические задания – средство формирования экологической компетенции
Ожидаемые результаты Учащиеся повысят качество знаний по предмету «Окружающий мир»,получат опыт ориентации экологической деятельности в природной среде,узнают и научатся применять правила поведения в экстремальных ситуациях,научатся заботиться о своем здоровье,станут активными участниками проектной деятельности.А также произойдет формирование их личностных качеств.
Формирование личностных качеств
Диагностика эффективности проекта
Результативность проекта Развитие познавательного интересаПолученные образовательные результатыДоля учащихся, проявляющих интерес к экологииКачество знаний учащихся по окружающему миру
Оценка сформированности экологической компетенции Уровни:Репродуктивно- воспроизводящий,Продуктивно- воспроизводящий,Творческий.Основным итогом сформированности экологической компетенции учащихся явилось продвижение их от репродуктивно-воспроизводящего уровня к творческому
Результаты реализации Разработка методического пособия «Экология для младших школьников» (обобщение опыта работы). Разработка дидактических материалов и серии практических заданий. Методическая разработка «Экологическая тропа» Уроки - творческие отчеты (1 раз в четверть). Презентация ученических проектов и коллективное выступление учащихся. Презентация ученических проектов и коллективное выступление учащихся для родителей. Выступления на МО «Экологическое воспитание младших школьников», «Формирование ключевых компетенций младших школьников» Распространение памяток, листовок и буклетов среди учащихся школы. Проведение экологического праздника «Охранять природу – значит охранять Родину».
Мероприятия по охране лесов, предложенные учениками. Не рубить на Новый год ели и сосны! Охраняя их, мы помогаем белкам и дятлам, клестам и королькам, волкам и зайцам.Шире использовать макулатуру, чтобы вырубать меньше деревьев!Установить в лесу запрещающие знаки в местах нашего отдыха.Участвовать в конкурсах по экологии.Посетить краеведческий музей с целью изучения экологической обстановки лесов родного края.Соблюдать правила поведения в лесу.Раз в четверть выпускать бюллетени «Юные друзья леса».Оформить материалы «Моя Красная книга».
По экологической тропе... «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность» В.А.Сухомлинский
Охранять природу – значит охранять Родину…
Практическая значимость проекта Дополнение программного материала по окружающему миру для общеобразовательных школ экологическим содержанием. Разработка дидактического материала, проектов экологического содержания. Разработаны или адаптированы диагностические методики для определения уровня экологической компетентности. Возможность использования проекта учителями других школ.
Перспективы развития проекта Разработка авторской программы дополнительного образования «Окружающий мир».Дополнение системы дидактических материалов.Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием проектных технологий по воспитанию экологической культуры.Совершенствование технологии формирования экологической компетенции в образовательном процессе.Расширение состава диагностических методик для определения уровня сформированности экологической компетенции школьников.Поиск дополнительных критериев оценки полученных результатов.
Информационные ресурсы Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Москва. 1997г.Величковский М. Здоровье человека и окружающая среда. Москва. Новая школа1994гГенкова Л.Л. Почему это опасно? Москва. 1989гДзятковская Е.Н. Экология и здоровье. Учебное пособие. Иркутск 2004г.Дижур Б.А. «Жалобная книга природы». М., Дет. лит-ра, 1973 г.Дмитриев Ю. и др. «Книга природы». М., Дет. лит., 1990 г.Доклад о состоянии окружающей среды и использование природных ресурсов Тамбовской области в 2005г. Тамбов. 2005г.Интел. Обучение для будущего. Учебное пособие. Москва. Издательско-торговый дом «Русская редакция». 2004г.Лакоценина Т.П. и др. Современный урок. Часть 5: Научно-практическое пособие для учителей. – Ростов н/Д, «Учитель», 2007.Материалы сети ИнтернетНачальная школа. Научно- методический журнал. 2002-2007г.Новикова Т.Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7. 2000г. Плешаков А. «Мир вокруг нас». М., Просвещение, 2003 г.Плешаков А. «Экология для младших школьников». М., Просвещение, 1995.Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос».
Спасибо за внимание!