Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера Проект «Мини – библиотека в группе» «Вынгы Вадако» («Сказки тундры».) Проект подготовила: воспитатель ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка». Несговорова Г.Ю.
Цель проекта: Создать условия для ознакомления с ненецкими сказками. Воспитание любви и интереса к чтению. Задачи проекта: 1. Повысить творческий потенциал детей в процессе выполнения совместных творческих работ. 2.Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, расширять кругозор воспитанников. 3.Расширять представления родителей о ненецких сказках, приобщать к семейному чтению. 4.Развивать творческую самостоятельность, индивидуальность, познавательную компетентность детей. 5. Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок. 6. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.
Актуальность данного проекта Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Проанализировав ответы, на вопросы анкеты, мы сделали вывод, что читают родители крайне редко. Чаще читают К.И.Чуковского, С.Я.Маршака и русские народные сказки. Сказки народов Севера родители не читали даже сами, не говоря уже о том, что они не читают их детям. Поэтому мы и решили взять тему проекта «Вынгы Вадако» («Сказки тундры»). В северных сказках ярко запечатлелось своеобразие жизни в столь давние времена. Зависимость человека от суровых погодных условий рождала стремление преодолеть эти тяготы (сказки «Голубика» и «Старик и его дочери»). Ну, а юмор бытовой сказки люди ценили во все времена («Смелая старуха и трусливый старик»). Хочется, чтобы домашнее чтение стало традицией. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
У нас в гостях библиотекарь п. Лесозавод Кожевина Анастасия Павловна.
Создание альбома с ненецкими сказками и детскими рисунками «Северный ветер рассказывает…» «Лепешки»
«Лебедь и ворона» (ненецкая сказка)
«Как собака себе товарища искала» (ненецкая сказка)
Лепка Лепим героев ненецких сказкок «Лепешки» и «Как олененок себе друга искал».
Герои сказки «Как олененок друга искал»
Результат проекта На основании проделанной работы по созданию условий для ознакомления с ненецкими сказками, можно сделать следующие выводы. Дети “добыли” своим трудом всю информацию, познали чудо самостоятельной, творческой работы, приобрели новые знания и умения. Но самое главное в проделанной работе мы считаем то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем познавательную и социально-нравственную деятельность детей. Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял работу и наглядно видел результат своей деятельности.
Литература: «Ненецкий эпос»: избр.сказки, мифы, легенды; изд-во «ИНВА» СПб-Сосн.бор 2010. «Сказки народов Севера»; Ленинград, «Просвещение», 1991. «Ненециелаханако», М.Я.Бармич. Изд-во «Дрофа» СПб, 2008. «Ненецие «хобцоко», С.В.Тайбарей, СПб филиал изд-во «Просвещение», 2004. «Зов морошковой земли», П.А.Явтысый, Москва «Детская литература», 1989. «Рассказы и сказки о животных на ненецком языке», сост-ль С.В.Тайбарей, СПб филиал изд-во «Просвещение», 2004. «Картинный словарь ненецкого языка», М.Я.Бармич, СПБ филиал изд-во «Просвещение», 2006. «Фолклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа», Сыктывкар – Н-Мар, 2009. сост-ль А.В.Панюков. «Ребенок в детском саду» №1-2009. Ж/л «Пунушка» 13, 14 – 2010, 5-6,7-8 – 2008, 16 (10) – 2011, 3,4 – 2007, 17(11)-2012, 15(9) – 2011, 11,12-2012. «Оленные люди», А.Сухановский. Изд-во «СК-Россия»,2009.