Методика логопедической работы при алалии и задержанном развитии речи
Основные принципы и направления. Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов. В. А. Ковшиков писал о том, что существуют три основные концепции алалии — психологическая, психофизиологическая, или сенсомоторная, и языковая.
В соответствии с психологической концепцией ядром патологии является дефицит психологического контекста, на фоне которого формируются языковые структуры — интеллектуальная деятельность, эмоционально-волевая сфера, внимание, память и т. п Психофизиологическая концепция предполагает признание в качестве первопричины лингвистической недостаточности дефицит работы речеслухового или речедвигательного анализаторов. В настоящее время наиболее корректной признается лингвистическая концепция. Согласно лингвистической концепции, основная проблема заключается в неспособности к усвоению лингвистических единиц и правил их использования.
В соответствии с тремя концепциями алалии существуют З подхода к формированию речи у этих детей: Психологическая концепция находит отражение развития так называемых психических функций. Психофизиологическая концепция, то она лежала в основе ранних методик, предполагавших начальное обучение произношению отдельных звуков, а затем формированию произношения слов из этих звуков. Лингвистическая концепция алалии привело к тому, что основополагающим принципом в построении методики стал принцип опоры на нормальный онтогенез.
Логопедическая работа строится с учетом ряда принципов: Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей, когда ребенку демонстрируются преимущества владения речью. Поощрение стремления детей к совершенствованию речи — педагог отмечает положительное речевое поведение детей во всех ситуациях. З. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности. 4. Формирование речи с учетом современных представлений о процессах восприятия и порождения речевого высказывания. 5. Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ребенка. 6. Взаимодействие с родителями, когда родители информируются о состоянии речи ребенка, задачах текущей работы и используемых приемах работы.
Формирование первоначальной речевой коммуникации. Непосредственному формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового зрительного, тактильного восприятий, внимания, памяти, невербального мышления. Для этого необходимо использовать различные дидактические игры.
Дидактические игры необходимо использовать: в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка. сопровождаются речью логопеда. (ребенок может воспринимать элементарные инструкции, предъявленные в словесной форме или в виде жестов.)
Сенсорная алалия Для детей с сенсорной алалией особенно важным является развитие слухового восприятия. Эту работу нужно начинать с обучения вычленению, опознаванию и дифференциации неречевых звуков. С этой целью используются звучащие игрушки. Различение речевых звуков - проводятся игры-упражнения на различение бытовых звуков — разрезания, складывания, шуршания бумаги, переливания воды, скрипа двери. Развитие слухового восприятия полезно не только для развития речи, но и для совершенствования адаптационных способностей ребенка. Поэтому в дальнейшем можно перейти к обучению различать звуки улицы, различные природные звуки.
Логопедическая работа при сенсорной алалии Две точки зрения: 1 для успешного развития понимания речи нужно создавать такие условия, чтобы ребенок не имел альтернативных способов ее восприятия. 2 обучение ребенка с сенсорной алалией чтению речи с губ и даже — дактильной речи.
По млению Смирновой И. А. при логопедической работе следует привлекать зрительное внимание ребенка к произношению и вообще использовать любые средства, облегчающие коммуникацию, а в конечном счете — адаптацию ребенка. Но эту работу следует совмещать с интенсивным развитием слухового восприятия речи и постоянно создавать привлекательную для ребенка мотивацию к совершенствованию речи.
Экспрессивная алалия и задержка речевого развития Для формирования речи ребенка необходима организация ситуативно-делового общения. Для этого нужно войти в эмоциональный контакт с ребенком и сосредоточить его внимание на манипуляциях с предметом, сопровождая эти манипуляции элементарной речью. Вызвать ответную реакцию подражания своим действиям и словам. При этом следует избегать прямой стимуляции речи (слов скажи, повтори, ответь, назови и т. п.), так как это может провоцировать негативные реакции.
Развитие лексических и грамматических компонентов языка проводится в единстве. Основное средство их развития — лингвистические упражнения, которые проводятся в игровой форме с использованием разнообразной наглядности. На каждом занятии логопед работает над развитием лексической, грамматической, фонетической и фонематической систем целенаправленно, т. е. определяя конкретные задачи в развитии каждой системы.
Формирование словаря Работа по формированию словаря проводится в разных видах деятельности ребенка, в ходе которой необходимо включать новые слова во все системы взаимосвязей.
Лингвистические упражнения являются наиболее эффективным средством формирования словаря, так как, по мысли А. Н. Леонтьева, каждая функция развивается в процессе своей реализации.
Упражнения на развитие денотативного аспекта лексических значений. 1. Показ предметов, признаков, действий с одновременным их называнием. 2. Выбор слова, соответствующего названию картинки, из словесного ряда (слова, значительно отличающиеся по фонетической структуре, и сходные). 3. Показ изображений предметов, признаков, действий с их называнием. 4. Выбор картинки, соответствующей произнесенному слову, из числа картинок со значительно отличающимися и сходными изображениями. 5. Называние зрительно сходных объектов и сравнение их (с опорой на наглядность). б. Называние предмета и описание его (с опорой на наглядность и без нее).
7. Объяснение этимологии слова в том случае, если она связана с внешними признаками обозначаемого этим словом объекта ( черника, светлячок, треугольник). 8. Сравнение однокоренных слов и соответствующих им объектов, если значение корня слова соотносится с каким- либо внешним признаком объекта. 9. Подбор слова по описанию соответствующего объекта: а) выбор по описанию предмета или картинки из нескольких; б) отгадывание загадок, построенных на перечислении признаков предмета (два брюшка, четыре ушка — подушка). 10. Вставка пропущенного слова в предложение с использованием предметной картинки. 11. Различение слов, обозначающих сходные предметы, признаки, действия, с опорой на наглядность и без нее (моет — стирает).
Упражнения на развитие сигнификативного аспекта лексических значений. 1. Разнообразные виды классификации предметов, признаков, действий или соответствующих изображений с называнием каждого из них и обобщением. 2. Дифференциация однородных предметов или групп предметов по назначению (столы — письменный, кухонный, журнальный, обеденный.) 3. Логическое определение предметов или действий (бежит (о человеке или животном) — быстро перемещается по суше). 4. Исключение лишнего» слова из словесного ряда. 5. Сопоставление однокоренных слов, объяснение их значений. 6. Объяснение этимологии слов, если есть очевидная связь с логическим определением (подберезовик). 7. Отгадывание загадок, в содержании которых раскрываются существенные стороны предметов или явлений (Все пробует на зуб — и сосну, и вяз, и дуб (пила).)
Упражнения для развитая структурного аспекта лексических значений 1. Подбор действия к предмету и наоборот (с применением наглядности и без нее). 2. Подбор признака к предмету и наоборот (с наглядностью и без нее). 3. Вставка недостающих слов в предложения (с использованием сюжетных картинок и без них). Формирование словаря 4. . Подбор наиболее подходящего слова из пары синонимов для названия картинки 5. Подбор предметов или картинок к антонимичным парам слов (длинные и короткие карандаши или ленты), выполнение противоположных действий по инструкции, со держащей антонимы (подними руки — опусти руки). 6. Подбор антонимов, синонимов к предъявленным устно словам.
Упражнения для развития прагматического аспекта лексических значений Соотнесение значений слов с эмоциональными реакциями. Произнесение слов с адекватной мимикой и интонацией. (горький, кислый, довольный). 2. Эмоциональная оценка некоторых слов. Детям предлагается назвать слова «грустные», «веселые», «злые», «добрые», «грубые», «ласковые». 3. Произнесение одного и того же слова с различной интонацией.
Словарь для лексической работы подбирается в соответствии с программным материалом. В средней группе обеспечивается первичная ориентировка в ближнем пространстве. В этом возрасте многие дети с церебральным параличом предпочитают более ранние формы общения и деятельности. В связи с этим педагог так организует занятия, чтобы обеспечить постепенный переход детей от ситуативно-делового общения в ведущей предметно- практической деятельности к внеситуативно - познавательному общению и ведущей игровой деятельности.
Программа средней группы включает темы: • Человек: тело человека, одежда, личность и семья. • Квартира: комната, кухня, ванная и туалет, прихожая и коридор. • Двор и улица: части двора, растительный и животный мир, улицы, проспекты, площади, транспорт.
В старшей группе предусматривается. первичная адаптация в пределах населенного пункта — города и села. Формирующиеся у детей познавательные интересы создают потребности в объяснении окружающей действительности и стремление к пониманию сути вещей и явлений. В связи с этим рассматривается назначение изучаемых объектов. Преобладающими формами общения и деятельности становятся внеситуативно - познавательное общение и сюжетно ролевые игры.
В подготовительной группе все изучение строится на близко понятном детям материале с использованием максимального количества наглядности. В этом возрасте осуществляется переход от внеситуативно- познавательного общения к внеситуативно-личностному. Ребенок начинает осознавать себя как часть целостного мира и свое место в социуме. Игровая деятельность становится менее зависимой от наличия атрибутов и больше сплетается с познавательной деятельностью.
Материал изучается концентрически. В процессе реализации программы обеспечивается повторение и закрепление словаря в разных системах связей. Например, овощи изучаются как продукт питания в темах «Кухня» и «Магазин»
В дошкольном возрасте основными видами деятельности являются бытовая, игровая, продуктивная, познавательная. Речевое сопровождение бытовой деятельности способствует не только развитию словаря, но и лучшему усвоению навыков самообслуживания. В процессе бытовой деятельности нужно называть предметы, их признаки и качества, действия, проводить сравнение предметов. В речи осуществляется планирование деятельности и подведение ее результатов.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аплликация, конструирование, изготовление поделок) также является хорошей основой для словарной работы. Е. Н. Негневицкая, А. М. Шахварович предлагают создавать на занятиях естественные ситуации общения. Эти ситуации предполагают различные формы высказываний, определенные той деятельностью, в рамках которой осуществляется процесс обучения языку.
Однако развитие общения и деятельности должно проводиться не только в специальном дошкольном учреждении, но и в семье. Советы родителям по развитию общения и деятельности даются индивидуально с учетом особенностей личности ребенка и условий его воспитания. Всем родителям рекомендуется активнее включать ребенка в домашний труд, комментировать выполняемые действия
Развитие грамматического строя речи Формирование фраз Развитие функции словоизменения Развитие функции словообразования
Рекомендации для работы по формированию фразовой речи
Конструкция существительное + глагол в повелительном наклонении - Конструкция существительное + глагол в изъявительном наклонении 3 –го лица единственного и множественного числа - Простое и распространённое двусоставное предложение из 3 – 4 слов (вводится прямое дополнение, затем – определение, далее – косвенное дополнение) - Сложные предложения (бессоюзные предложения, затем с союзом и в соединительной функции, далее – союзы сопоставительно – противительные и раздилительные)
Основные методы в формировании предложений Использование аналогии Многократное повторение конструкций с разным лексическим наполнением
Последовательность формирования падежей в коррекционной работе Винительный – родительный – дательный Предложный - творительный
Работа над пониманием и употреблением предлогов (начинается с падежей, окончания которых используются детьми уверенно) В первую очередь предлоги в, на, за, под, перед Далее предлоги с, через, по, о, об, к и т.д
Категория времени глагола усваивается при практическом показе соотношения действия с моментом речи об этом действии
Категория лица В первую очередь усваиваются различия между я, ты, мы, вы Затем – мой, твой, наш, ваш Далее – возвратно – притяжательное местоимение свой
Формирование и развитие фонетико – фонематической системы речи при алалии
Развитие фонематической системы языка формирование способности опознавать и различать фонемы формирование фонетических представлений формирование умений фонематического анализа и синтеза осознание смыслоразличительной функции фонем
Формирование навыков выделения и опознавания ещё нескольких гласных и простых согласных Работа проводится с предъявлением звукового ряда слогового ряда ряда слов
Подготовка к позиционному фонематическому анализу Формирование понятий «начало – конец - середина»
Работа по развитию фонематической системы речи начинается с формирования умения выделять и опознавать отдельные фонемы ■ выделение какого – либо гласного звука ■ изображение звука ■ опознание звука в звуковом ряду ■ опознание звука в слогах Закрытых Открытых Со стечением согласных ■ закрепление представлений о словах со звуком
Последовательный анализ слов ► Слова состоящие из трёх звуков ► Затем – постепенно наращивается длинна слов
Работа над звукослоговым составом слова ► произношение слов с открытыми слогами ► при переходе к закрытым слогам сначала выбирают трёхзвуковые слова, заканчивающиеся сонорным согласным ► открытые и закрытые слоги можно соединять в 2 – 3 сложные слова
Логопедическая работа по развитию связной речи
Переход к связной речи возможен только если ребёнок может самостоятельно строить развёрнутые фразы
Виды работы по развитию связной речи ► работа с серией сюжетных картинок ►пересказ прослушанного текста ►планирование и составление рассказов об окружающем
Развитие и закрепление навыков диалогической и монологической речи ►Организация тематических игр на занятиях ► Беседы на прогулках ► Обсуждение прошедших событий ► Планирование различных мероприятий
Повышение речевой активности ► Чаще советоваться по различным аспектам повседневной деятельности ► Учитывать их мнение ► Рассказывать окружающим об удачных решениях ребёнка
Работа по формированию и развитию речи ребёнка не может быть оторвана от общего психического развития, и особенно от развития коммуникационной сферы