Урок литературного чтения в 4 классе Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 Федченко Валентина Николаевна
Цель урока: познакомить учащихся с волшебным миром цветов; рассказать о том, как происходят названия цветов, где растут эти цветы, как выглядят; расширить кругозор детей; развивать память, словарный запас учащихся; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
"Любви к природе нечего стыдиться. "Любви к природе нечего стыдиться. Её, как солнце, в сердце не гаси. Будь человеком! Дай цветку напиться, И дерево от гибели спаси! "
Все может родная природа:
подснежник У заснеженных кочек, под белой шапкой снеговой, Нашли мы цветочек, полузамерзший, чуть живой.
Текст № 1 Подснежник. Почему у самого первого весеннего цветка такое название — подснежник? Вот что пишет о подснежнике Иван Сергеевич Соколов- Микитов: "Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники, первые веселые цветы нашего лета ".
Текст № 2 Бессмертник. - И незабудки отцвели, и гвоздики отцвели, и колокольчики отцвели. Совсем нет на полях и лугах цветов. - Аи, есть! Вот стоит, голубой! До сих пор цветёт, до сих пор растёт! - Не расту я. И не цвету. - Ну как же: вон корзиночка распустилась. - Она еще в прошлом году распустилась. - Не может быть! Что же ты с прошлого года так и Красуешься? - А чего мне. Я — бессмертник! /Э. Шим./
колокольчик То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Звонким названием он наделён. Посмотришь - подходит название это, Но никогда нам не слышался звон Из голубого лесного букета.
Текст № 3 Колокольчик. Растёт в лесу цветок, голубой, как небо, и такой голубой, что каждое утро в нем собирается, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей — полный цветок. И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается. Кап — кап, динь- динь — звенят капельки, ударяясь о траву. Птицы слышат это и начинают щебетать. — Утро, утро наступило! А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Будит стрекоз и бабочек. Так его и называют — колокольчик. Да он и похож на него. /Г. Поташникова. /
Текст № 4 Недотрога. Растение НЕДОТРОГА получило такое название за своё поведение. Вот что пишет Юрий Дмитриев: "На берегу ручья было сыро и росли какие-то растения с желтыми цветами. Кроме цветов, на этом растении висели маленькие плодики, похожие на бутылочки. Стоит дотронуться до бутылочки, как слышится слабый выстрел. И в руке окажется пучок зеленых стружек. Это "стреляющее "растение называется НЕДОТРОГА. Ведет оно себя так неслучайно. В бутылочках находятся семена этого растения. Как только кто- нибудь за­денет бутылочку, она "взрывается" и семена летят в разные стороны. Недотрога "побеспокоилась " о том, чтобы на будущий год появилось потомство ". /Ю. Дмитриев. /
Текст № 5 Красивы? Конечно! До самого горизонта ходит от ветра рожь, и среди желтых огромных волн — голубые всплески! Васильки! Цвет чистого неба и глубины реки вобрали они в себя. Но не только красив синий василёк, пользы человеку он тоже может приносить немало. Это растение лекарственное, медоносное и красильное. Как распространяются семена васильков? Не поверите, но они ползают. Семена васильков по форме напоминают ржаные зерна с маленькими "хохолками " из белых волосков. Когда "хохолки" намокают, становятся короче, а когда высыхают -растягиваются. На волосках есть зазубринки, цепляющиеся за почву. Так с помощью хохолков и ползают семена васильков. А пройдет время, и станут синими цветами.
Гвоздика, ноготки. Семена гвоздики напоминают маленькие гвоздики, а семена ноготков — птичьи ноготки.
одуванчик Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок — и нет цветка.
М.М. Пришвин ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ- ЗНАЧИТ ЗНАТЬ ЕЁ.
Пьеса П. И. Чайковского "Вальс ".
А. П. Гайдар До чего люблю ромашки. И похожи все на солнце, и к нему устремлены и белые березы и тихие клены. Да разве только они! В журчании речных вод, в пении птиц можно расслышать этот призыв. Будь человеком человек и сделай все возможное и невозможное для того чтобы сберечь и сохранить красу для грядущих поколений.
Список используемой литературы 1. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу. Чтение. Часть 2. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002 2. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс.М.: «ВАКО»,2006 Интернет - ресурсы 1. http://www.stihi.ru/pics/2009/02/13/5592.jpg 2. http://mamsterritory.ru/wp-content/uploads/2011/07/romashka.jpg 3. http://www.proza.ru/pics/2012/01/09/1108.jpg 4. http://learning.9151394.ru/file.php/3515/lug.jpg 5. http://www.balatsky.ru/GALLERY/maxi/lug.jpg 6. http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2011-09/1316160277_upper_weardale_hay_meadow_gallery_470x352.jpg 7. http://rodniki.ucoz.ru/_si/0/49835.gif 8. http://www.grafamania.net/uploads/posts/2009-06/1245529008_kolos.jpg 9. http://www.prishvin.org.ru/ll-sa-aaa-21/ 10. http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena04.mp3 11. http://lukoshko.net/prish/prish4.shtml