Тема урока: Особенности внешнего строения птиц
Разнообразие птиц
Все ли птицы способны летать?
Нелетающие птицы
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ Рассмотрите рисунок птицы и найдите на нем отделы тела птицы и подпишите их Допишите предложение №1, вставив пропущенные слова.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ 2. Рассмотрите голову птицы, найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения. Обозначьте эти органы на рисунке , а так же допишите предложение №2, вставив пропущенные слова.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ Органы, расположенные на голове: клюв, ноздри, глаза
Значение клюва
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ 3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их название и местоположение.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ Форма туловища обтекаемая; передние конечности – крылья ( по бокам туловища), задние – ноги ( под туловищем)
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ 4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги. Какие части можно выделить и как они называются? Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров. Допишите предложение №4, вставив пропущенные слова.
РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОГ
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ 5. Чем покрыто тело птицы? Подпишите покров тела птицы на рисунке. Чем образован хвост птицы? Допишите предложение №5, вставив пропущенные слова.
ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ Тело покрыто перьями; хвост состоит из контурных рулевых перьев
Полёт птицы обеспечивают крылья
Перьевой покров тела птицы
Строение пера 6. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отходящие от ствола. Подпишите название частей пера
Контурные. Контурные. Пуховые. Пух.
Строение пера 7. а) Рассмотрите контурные, пуховые перья и пух; найдите среди перьев контурные; определите на какие виды они делятся и какое значение имеют; допишите предложение №7, вставив пропущенные слова. Справка – учебник (стр.134)
Строение пера 7. б) Рассмотрите контурные, пуховые перья и пух; найдите среди перьев пуховое, а в нём очин и опахала, подпишите его название и значение. Справка – учебник (стр.134)
Строение пера 7. в) Рассмотрите контурные, пуховые перья и пух; найдите среди перьев пух, подпишите его название и значение. Справка – учебник (стр.134)
Происхождение птиц 8. Используя текст учебника (стр.134), найдите от каких животных произошли птицы? Ответ запишите в рабочий лист.
АРХЕОПТЕРИКС
АРХЕОПТЕРИКС или первоптица
Признаки сходства пресмыкающихся и птиц (стр. 134 учебника)
Признаки сходства пресмыкающихся и птиц Сухая кожа лишена желёз, за исключением копчиковой Роговые чешуи на задних конечностях(цевках) Острые когти на пальцах Ороговевший покров клюва
Особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом 10.Используя текст учебника на стр.134 – 136, определите особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом. Ответ запишите в рабочий лист.
Особенности птиц, связанные с полётом Передние конечности превращены в крылья Обтекаемая форма тела Перьевой покров тела, обеспечивает полёт и маневренность
Передние конечности преобразованы в крылья; Передние конечности преобразованы в крылья; Рулевые перья хвоста обеспечивают манёвренность На челюстях есть зубы; Тело покрыто перьями; Кожа влажная; Отделы тела: голова, туловище, хвост, конечности; Обтекаемая форма тела Роговой беззубый клюв имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация; нервная система хорошо развита; оказывают большое влияние на урожайность растений.
Выберите домашнее задание: 1) если вы выполнили все учебные элементы без ошибок, можете выбрать любое творческое задание. 2) если в работе встречались трудности – повторите параграф №27. 3) если работа на уроке не получилась – проработайте материал на стр.134-136, ответьте устно на вопросы к тексту. Творческие задания: 1.Составьте кроссворд по теме «Птицы». 2.Какие птицы и почему утратили способность к полету? 3.Почему птицы не падают с ветвей во время сна?