МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла» Орехово-Зуевского муниципального района Интегрированный урок по теме «Ненаследственная изменчивость»(биология и информатика)Фенотип = генотип + окружающая средаИз опыта работы заместителя директора по УВР, учителя биологии высшей квалификационной категории Жуковой Татьяны Борисовны2008
Цель занятия: расширить знания о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости сформировать умения и навыки работы с диаграммами и графиками применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.
План занятия: 1. Характеристика ненаследственной (модификационной) изменчивости. 1.1 Причины изменений. 1.2 Свойства изменчивости. 1.3 Сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости.2. Популяционно-статистический метод в изучении ненаследственной изменчивости. 3.Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Ненаследственная изменчивость Это изменения признаков и свойств организма, обусловленные влиянием на проявление генов окружающей среды.Фенотип = генотип + окружающая среда
Причина изменений изменение условий среды белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана.
Значение изменений адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.
Свойства модификационной изменчивости. Ненаследуемость. Групповой характер изменений. Обусловленность пределов изменчивости генотипом
Ненаследуемость. Гималайский кролик с типичной окраской шерсти.К выщипанному участку шерсти прикладывается холод.На спине появляется темноокрашенная шерсть.
Групповой характер изменений У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные листья.
Обусловленность пределов изменчивости генотипом Норма реакции- степень варьирования признака от минимального до максимального значения.
Задание: Вставьте и объясните недостающие слова. Наследственная изменчивостьГенотипическаяИндивидуальнаяНеопределеннаяМутационнаяНенаследственная изменчивость………………………….…………………………..
Задание: Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану. Объект изменения.Подверженность изменениям ДНК.Возможность передачи изменений следующим поколениям.Значение для отдельной особи, вида.
Популяционно-статистический метод изучения ненаследственной изменчивости.
Сущность метода. определение единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы;определение частоты встречаемости каждой варианты;построение вариационного ряда, отражающего постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению;построение вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости;определение среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды;выявление полученных закономерностей.
Лабораторная работа Построение вариационного ряда и вариационной кривой.Проводится с использованием компьютерной технологииЗапускаем EXCEL
Для удобства обработки результаты стоит немного округлить. Для этого выделяем нужный нам диапазон ячеек, в котором мы будем записывать результаты измерений, и в меню «Формат» выбираем пункт «Ячейки». На вкладке «Число» выбираем числовой формат данных и количество десятичных знаков не более 1 (лучше сделать 0).
Делаем измерение.Записываем результаты всех измерений в таблицу последовательно в ячейки «Исходные данные».Каждый НОВЫЙ результат записываем в столбец «Значение ряда».Выделяем диапазон столбца «Частота», совпадающий по размеру с заполненным диапазоном столбца «Значение ряда».
Используя функцию ЧАСТОТА определим частотное распределение сделанных измерений:=ЧАСТОТА(данные;интервалы)Чтобы ввести параметр «Данные», выделяем диапазон ячеек «Исходные данные»;Ставим точку с запятой;Чтобы ввести параметр «Интервалы», выделяем соответствующий диапазон ячеек столбца «Значение ряда» и закрываем скобку.Нажимаем CTRL + SHIFT + ENTER , чтобы вставить функцию в выделенные ячейки.
Построение графика частотного распределения. Выделяем заполненный диапазон ячеек (с заголовками) столбцов «Значение ряда» и «Частота».В меню «Вставка» выбираем пункт «Диаграмма».Выбираем тип диаграммы – гистограмму или график.Следуем указаниям мастера вставки диаграмм.Выбираем лист, на котором будет помещена диаграмма (отдельный или имеющийся).
Заполняем ячейки результатами измерений
Вставляем функцию
Распространяем функцию на все ячейки столбца
Выделяем диапазон с полученными частотами
Начинаем строить диаграмму
Выбираем тип диаграммы
Следуем указаниям Мастера вставки диаграмм
Должно получиться что-то подобное
Результаты работы сохраняем в файл «Лабораторная работа_Ваша Фамилия_» на рабочем столе. после этого помещаем файл в папку «Общие документы».Спасибо
Общий результат исследования
Инструкции для учителя Данные из всех файлов, созданных учащимися, собираем в один файл.Уникальные результаты измерений тоже собираем из всех файлов в один, сортируем по возрастанию и удаляем ячейки с повторяющимися значениями со сдвигом вверх.Далее строим диаграмму аналогично тем, что построена учащимися, но уже на основе ВСЕХ собранных данных.