Интегративный подходв обучении биологии мастер - классучителя биологииМОУСОШ №2с. АлександровскогоХодоревой С.В.
Тематическое планирование темы «Основы генетики»
МОНОГИБРИДНОЕСКРЕЩИВАНИЕ
Тема: Моногибридное скрещиваниеЦели:продолжить формирование понятия о моногибридном скрещивании;раскрыть цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании;продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами;выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и решения задач.Оборудование:таблица «Моногибридное скрещивание», диск «Моногибридное скрещивание», проектор, компьютер.
Ход урока I Актуализация опорных понятийII Изучение нового материала 1. Из истории открытия законов Менделя (рассказ с элементами беседы); 2. Опыты Менделя (рассказ с элементами беседы); 3. Актуализация знаний учащихся о мейозе, гаметах, оплодотворении; 4. Цитологические основы моногибридного скрещивания (объяснение с демонстрацией интерактивных моделей).III Закрепление и развитие навыков работы с генетической терминологией и символикойIV Решение задач на моногибридное скрещиваниеV Домашнее заданиеVI Итоги урока
ЦЕЛИ:Продолжить формирование понятия о моногибридном скрещиванииВыяснить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещиванииПродолжить развитие навыков работы с генетическими терминами, символами.
ВСПОМНИМ!Генотип –совокупность всех генов организма.Фенотип –совокупность признаков и свойств организма Доминантный признак –признак, проявляющийся у гибридов первого поколения.Рецессивный признак – подавляемый признак.Аллельные гены –гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, ответственные за развитие одного признака.Гомозиготный организм –организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены.Гетерозигота –организм, в генотипе которого разные аллельные гены.
-женский организм- мужской организм- скрещивание- родительские формы- гибриды первого поколения- гаметы
ИЗ ИСТОРИИ Грегор Иоганн Мендель 1822 – 1884гг. Австрийский биолог, основоположник генетики. Первый открыл закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение. В течении многих лет проводил опыты над горохом в монастырском саду. В 1865 г. опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами», в которой и изложил основные закономерности наследственности.
Постановка опыта
Цитологические основы моногибридного скрещивания
Гипотеза чистоты гамет При образовании половых клеток в каждую гамету падает только один ген из каждой аллельной пары.
Закон единообразия гибридов первого поколения При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны и будут иметь признак одного из родителей.
Закон расщепления признаков При скрещивании гибридов первого поколения в их потомстве наблюдается расщепление, появляются особи с рецессивными признаками, на долю которых приходиться ¼ от общего числа потомков
ОПИШИТЕ СЛОВАМИ ГЕНОТИП - ГОМОЗИГОТА ПО ДОМИНАНТНОМУ ПРИЗНАКУ - ГЕТЕРОЗИГОТА - ГОМОЗИГОТА ПО РЕЦЕССИВНОМУ ПРИЗНАКУ
ЗАПИШИТЕ ГЕНОТИП ОСОБИ С РЕЦЕССИВНЫМ ПРИЗНАКОМЗАПИШИТЕ ГЕНОТИП ОСОБИ С ДОМИНАНТНЫМ ПРИЗНАКОМ
ЗадачаУ собаки черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Обозначим признак окраски шерсти буквой А. Запишите генетическими символамиследующие выражения:самец гомозиготный по доминантному признаку -самка гомозиготна по рецессивному признаку -Скрещиваются родительские гомозиготные особи -У самца образуются гаметы -У самки образуются гаметы -
Образец записи условия и решения генетической задачи
Задача По рисунку определите доминантный и рецессивный признаки. Составьте условие задачи и решите ее.
Домашнее задание § 39, вопрос 1-2 задача:У родителей с нормальным зрением родился сын страдающий катарактой. Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей и ребёнка. Какие еще по генотипу и фенотипу могут родиться дети в этой семье? подготовьте сообщение «Катаракта и её причины и профилактика»