Критерии живых систем 10 класс
Какие организмы можно назвать живыми? Животные в состоянии анабиоза; Человек под наркозом; Бактерии в высушенном состоянии; Сухие дрожжи; Кристаллы хлорида натрия; Плесень.
1)Сходный химический состав
2)Метаболизм – обмен веществ с окружающей средой
Кислород Вода АК, глюкоза, глицерин и жирные кислоты Энергия Мочевина и мочевая кислота Продукты распада Вода Углекислый газ 1)Синтез органических веществ; 2)Распад органических веществ с выделением энергии
3)Единый принцип структурной организации
4)Размножение (репродукция) – воспроизведение себе подобных
5)Наследственность – способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение Материальной основой наследственности является ген.
6)Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства
7)Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы
Филогенез (эволюция) – необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов. Результат эволюции – многообразие организмов на Земле
8)Рост
9)Раздражимость – способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде РЕФЛЕКС!
Реакции организмов без нервной системы (простейшие, растения) Таксисы - движения Тропизмы – определенный характер роста Фототаксис – движение к свету Фототропизм – рост растений по направлению к свету
Для растений характерны настии – движения частей растительного организма 1)Движение листьев в течение дня; 2)Раскрытие и закрытие венчика цветка
10)Дискретность (прерывистость) – свойство материи, структурная упорядоченность Молекулы БЖУ Клетка Ткани Органы Системы органов Организм Вид, популяции Биоценозы Биосфера
11)Авторегуляция(саморегуляция) –способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях среды, поддерживать постоянство своего химического состава ?
12)Ритмичность – периодические изменения в окружающей среде Сон и бодрствование Смена времен года Сезонные ритмы активности и спячки
13)Энергозависимость – живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия и материя в виде пищи из окружающей среды
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
Маркова Лайма Валдисовна, учитель химии и биологии Усть-Язьвинской МСОШ Красновишерского района Пермского края