Урок биологии в 10 классе. Учитель: Бердникова Е.Г. Урок-практикум. Лабораторная работа №1 «Особенности строения растительной и животной клетки» Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№53 п. Ильиногорска Володарского района Нижегородской области 900igr.net
Цель урока: 1. Расширить знания о строении эукариотической клетки растений и животных 2. Уметь называть органоиды клетки и их функции. 3. Уметь выявлять особенности растительной клетки по сравнению с животной клеткой. 4. Уметь делать выводы о морфологических особенностях, о единстве строения и происхождении клеток.
Цель лабораторной работы: Углубить знания о разнообразии клеток, их морфологических особенностях. Убедиться в принципиальном единстве их строения. Оборудование: микроскопы, лупы, раздаточные подносы с набором предметных и покровных стекол, препаровальные иглы, скальпели, пинцеты, пипетки, два пузырька со слабым раствором йода и с раствором синих чернил, фильтровальная бумага, пузырек с чистой водой и сосуд для промывания стекол.
Ход работы I вариант. Приготовление препарата кожицы лука. Из чешуйки лука вырежьте небольшой квадратик, снимите пинцетом часть эпидермиса и положите в каплю окрашенной воды на предметное стекло. Расправьте препарат иглой и накройте покровным стеклом, удалите избыток воды фильтровальной бумагой. Рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением. Зарисуйте клетки кожицы лука. Ответьте на вопросы: Какие клеточные структуры вы наблюдали? Каковы особенности строения клеток кожицы лука?
I вариант. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов. Рассмотрите готовые микропрепараты простейших организмов: амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки. Составьте таблицу и сделайте вывод: Представители Сравнение амебы обыкновенной эвглены зеленой инфузории-туфельки Сходство Различие
II вариант Приготовление препарата среза клубня картофеля. Со среза картофеля соскоблите препаровальной иглой немного мякоти. Поместите ее на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Удалите избыток воды фильтровальной бумагой и накройте покровным стеклом. Рассмотрите приготовленный препарат сначала под малым увеличением. Найдите зерна запасного крахмала и зарисуйте их. Ответьте на вопрос: Каково значение клеточных включений в жизни организма?
II вариант Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов животных тканей: Рассмотрите готовые микропрепараты эпителиальной, костной и мышечной ткани. Заполните таблицу и сделайте вывод: Представители Сравнение Эпителиальная ткань Костная ткань Мышечная ткань Сходство Различие
Сделайте общий вывод: Многоклеточные организмы состоят из различных типов клеток. Выполнение специализированных функций происходит благодаря усиленному развитию отдельных клеточных структур. В отдельных типах клеток ясно выражена взаимосвязь строения и функций. Все клетки имеют единство в строении, общее происхождение.
Домашнее задание. Подготовиться к уроку-зачету по теме «Клетка».
Рефлексия. Оцените свой уровень знаний по трех бальной системе оценки: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень низкий средний высокий