Генетика пола.
Диалог под окном роддома:- Родила?- Да!- Мальчик?- Нет!- … А кто?!!... Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики.
Достаточно сказать, что возможность искусственного регулирования пола животных была бы исключительно полезна для сельского хозяйства. Регулирование численности самок насекомых-вредителей позволит избежать вспышек их численности.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование На этом уроке вам предстоит: Убедиться, что генотип является сложной системой, в которой осуществляется разнообразное взаимодействие генов. Получить представление о сложном наследовании сцепленных признаков Изучить материальную основу признака пола, выраженного в виде половых хромосом. Развивать умение анализировать результаты скрещивания и классифицировать тип наследования. Тренироваться в решении задач.
генетическое определение пола В наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин. Хромосомный набор человека: а - мужчины, б - женщины
Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга, называются половыми, или гетерохромосомами. Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна У-хромосома.
При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называется гомогаметным и обозначается ХХ. При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – У-хромосому. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется гетерогаметным и обозначается как ХУ. У человека, дрозофилы и ряда других организмов гомогаметен женский пол; у бабочек, пресмыкающихся, птиц – мужской. Кариотип петуха обозначается как ХХ, а кариотип курицы – ХУ.
У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери.
сцепленное с полом наследование Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. При этом в половых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии половых признаков. Классическим примером действия гена, сцепленного с Х - хромосомами является гемофилия. с геном Н Х-хромосома С геном h У-хромосома
Решение Алгоритм решения задач Определите доминантный и рецессивный признак. Введите буквенные обозначения: А – доминантный, а - рецессивный. Определите, с какой половой хромосомой сцеплены указанные гены. Запишите генотипы особей с известным по условию задачи генотипом и гаметы. Если нужно, запишите гаметы в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали. Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1. Аналогично определяются генотипы гибридов F2.
А дальше работаем так: 1 группа – за компьютерами: Ознакомиться с материа- лами УМК «генетика пола». Выполнить тест. – 10 минут 2 группа – работа с заданиями «Листа классной работы» (решение задач) – 10 минут. Через 13 минут группы меняются местами. В конце урока работа каждого ученика оценивается по: - результату тестирования; - решению задач в «Листе классной работы». Желаю удачи!
Рефлексия «Самым трудным при изучении генетики пола для меня было …» «Мой уровень подготовленности к контрольной работе - (не изменился, возрос, снизился)» «Мои впечатления от урока – …» «Цель урока мною достигнута … (не достигнута, потому что…)» «Мне нужно обратить внимание на …»