«Как звёзды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную…» Карл Линней
П. П. Кончаловский«Сирень в корзине» ,1933 год.Москва. Государственная Третьяковская галерея.П. И. БорисовАкварельный рисунок, во время ссылки в Забайкалье 1826 - 1854гг.
Тема урока: «Цветок и его строение» Проблемный вопрос: При огромном разнообразии цветков есть что-то общее в их строении?
1. Что изучает раздел биологии – ботаника:а) животных б) растения в) бактерии г) грибы2. Назовите генеративный орган растения:а) корень б) стебель в) лист г) цветок3. Цветок развивается из:а) вегетативной почки б) генеративной почки4. Побег – это….5. Вегетативные органы растения: …
Цветок – орган семенного размножения
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
ВЕНЧИК
ЧАШЕЧКА
ОКОЛОЦВЕТНИК
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Раздельнополые (однополые)и обоеполые
Однодомные и двудомные
ФОРМУЛА ЦВЕТКА Тычиночные цветки – ♂Пестичные цветки – ♀Обоеполые цветки – ♀♂Правильный цветок – *Неправильный цветок – ↑Чашелистики – Ч5 или Ч(5)Лепестки – Л4 или Л(4)Тычинки – Т5 или Т∞Пестики – П1 или П∞Простой околоцветник – О5+5♀♂ ↑ Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1 ♀♂ * О3+3 Т3+3 П1
Лабораторная работа«Изучение строения цветка» 1. Рассмотрите цветок. Укажите какому растению он принадлежит.2. Найдите цветоножку, цветоложе, чашечку, венчик, тычинки, пестики.3. Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок, пестиков. 4. Определите какой околоцветник у данного цветка – двойной или простой.5. Рассмотрите тычинку. Найдите тычиночную нить и пыльник.6. Изучите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь.7. Зарисуйте цветок и подпишите его части.8. Сделайте записи в таблице:
Функции цветка: Цветок – это орган семенного размножения.Цветок выполняет функции опыления, оплодотворения и образования семян
Цветок - видоизменённый побег
Тестовый контроль Уровень А:1. Главные части цветка:А) чашечка и цветоложе Б) венчик и чашечка В) тычинка и пестик Г) цветоножка и цветоложе2. Простой околоцветник у : А) ромашка Б) тюльпан В) фиалка Г) яблоня3. Если в цветке находятся только тычинки, то этот цветок называется:А) обоеполым Б) тычиночным В) пестичным4. Пестик состоит из: ….5. Тычинка состоит из: ….* Уровень Б:Установите соответствие между названием растения и особенностями строения цветка:А) горох: _______Б) ива: _________ 1) обоеполый цветок 2) раздельнополый цветок 3) однодомное растение 4) двудомное растение 5) правильный цветок 6) неправильный цветок 7) мелкие цветки собраны в соцветие 8) двойной околоцветник
Что мы знали:Что мы узнали нового:Чему научились:Что вам понравилось и вы хотели бы повторить на следующих уроках:
Домашнее задание §28, оформить лабораторную работу (рисунок);Творческое задание:выполнить страничку (электронную или на бумаге) о цветах. В неё можно поместить стихи о цветах, фотографии, легенды, загадки, интересные факты и т.д.;- сделать проект листовки, которая призывает сохранять красоту природы.
Околоцветник