Борьба за существование Формы борьбы за существование Презентация к уроку в 11 классе. Составлена учителем биологии школы №125 г.Москвы Голиковой Г.В. 5klass.net
Цели и задачи урока Дать понятие борьбы за существование – как движущей силы эволюции органического мира Развивать познавательный интерес учащихся к предмету, навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой
Ч.Дарвин писал: « Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая ( что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех её в оставлении после себя потомства. …я ради удобства прибегаю к общему термину «борьба за существование»
Дарвин: «Не существует ни одного исключения из правила, по которому любое органическое существо естественно размножается в столь быстрой прогрессии, что, не подвергайся оно истреблению, потомство одной пары скоро заняло бы всю Землю.»
Слон «Плодиться медленнее всех известных животных. Скорее всего начинает плодиться в 13-летнем возрасте и заканчивает в 90. Приносит за этот промежуток времени не более 6 детенышей, а живет до ста лет; допустив эти цифры, получим, что за период в 740-750 лет от одной пары получилось бы 19 млн.живых слонов»
Геометрическая прогрессия размножения: Самка мухи, начиная с апреля, откладывает от 100 до 150 яиц за одну кладку. Таких кладок она производит около 6 в течение жизни. Если дать мухам беспрепятственно размножаться, потомство от одной пары мух может дойти к сентябрю до 5 598 720 млн.особей
Одна пара мышей Свободно размножаясь, через 7 лет дала бы столько потомства, что они сплошь заполнили бы всю сушу земного шара
Инфузория –туфелька- за год потомство составит полый шар, одна сторона его касалась бы Солнца, другая - Земли
Холерный вибрион может в течение дня дать 1 квадрильон 600 триллионов потомков, массой 100т
Пырей ползучий один из рекордсменов по репродуктивным свойствам, а все потому, что он размножается и семенами, и корневищами. Одно растение может дать до 10 000 семян, прорастающих через 10-15 дней, непроросшие семена не погибают и могут сохраняться в течение нескольких лет.
Вывод: Любой вид животных и растений может размножаться в геометрической прогрессии Такая тенденция вступает в противоречие с ограниченностью жизненных ресурсов.
Равновесное состояние популяции: Все уровни благоприятны Биологический потенциал Взрыв численности Сопротивление среды: хищники, паразиты, голод, болезни , неблагоприятные погодные условия, конкуренция Снижение численности
Ч.Дарвин: «…так как производиться более особей, чем может выжить, в каждом случае должна возникать борьба за существование либо между особями того же вида, либо между особями разных видов, либо с физическими условиями жизни»
Вывод: В природе происходит непрерывная борьба за существование.
Формы борьбы за существование
Внутривидовая борьба за существование Происходит между особями одного вида Это самая острая форма борьбы Особи нуждаются в одних и тех же ресурсах
Жук олень Внутривидовая форма борьбы
Причины внутривидовой борьбы за существование Состязание хищников за добычу Соперничество за самку, за территорию Соперничество за жизненное пространство За место размножения
Межвидовая форма борьбы за существование Протекает остро, если виды относятся к одному роду и, или нуждаются в одинаковых условиях обитания
Первый пример борьбы за еду между растением и животным зафиксировали на заболоченных почвах «цветущего» штата биологи университета Южной Флориды
рысь лиса волк Межвидовая форма борьбы Пример: «хищник-жертва» «паразит-хозяин» «растение-травоядное животное»
Борьба с неблагоприятными условиями среды Карликовая береза песец
Сравнительная характеристика Форма борьбы Определение Причины Примеры Внутри- видовая Между особями вида Одинаковые условия Ели в хвойном лесу Межвидо -вая Между особями разных видов Сходные условия жизни серая и черная крысы С неблаго- приятными условиями С климатически- ми условиями Внешние Факторы среды кактус в пустыне
Определите формы борьбы за существование: 1.В тундре все деревья карликовые 2.В гнездо ласточки береговушки заползла змея. 3.На кислой почве получили плохой урожай ячменя. 4.Чайки живут колониями 5.Густые всходы растений вытягиваются
6.Самой распространенной крысой в городах является пасюк, он вытесняет другие виды крыс. 7.Летучие рыбы спасаются от погони, выпрыгивая из воды. 8. «Стрекоз стальные челюсти нещадно, Рой насекомых истребляют жадно» (Эрамз Дарвин – дед Ч.Дарвина)
Комплексы приспособлений, снижающие внутривидовую борьбу: Угроза Демонстрация Территориальность Пространственное разрежение популяции
Агрессия- открытая неприязнь, вызывающая враждебность
Внутривидовая борьба снижается за счет демонстрации Угроза Подчинение 1.Преувеличение размеров (взгляд в глаза, распушают хвост,хохол; высокая поза) 1.Преуменьшение размеров( глаза опущены, шерсть гладкая, поза на спине , низкая позиция) 2.Демонстрируется оружие( оскал зубов, щелканье клюва, роют землю, рвут траву 2.Прячется оружие (прижимаются к земле, прижимают уши 3.Издаются угрожающие звуки (рычание,рев, вой) 3.Издаются звуки подчинения( писк,визг, поскуливание)
Демонстрация 1) Преимущество демонстрации перед дракой в меньшей вероятности гибели. 2)Разрежение территории гнездования способствует снижению числа гнезд, уничтоженных и разоренных хищниками. 3)Демонстрация и турнирные бои помогают выявить сильнейшего и избежать снижения численности вида.
Демонстрация силы самцами бегемотов
Турнир зубров
Демонстрация агрессии серебристой чайки
Схема территориальных отношений в стаде антилопы-гну
Выводы: Брачные сражения в стаде антилоп ведут к пространственному разрежению территории. 2) Потомство оставляют наиболее сильные особи. 3) Смертельные исходы в брачных сражениях редки – это способствует сохранению численности вида.
Гориллы Схема иерархических взаимосвязей в семье (автократия)
Выводы: 1) У горилл нет естественных врагов, поэтому для этой группы характерна простая иерархическая пирамида. 2)Биологический смысл иерархии в семье горилл в том, что таким образом поддерживается строгий порядок в группе, что способствует выживанию семьи в целом.
Этология –наука, изучающая поведение животных Наука, изучающая поведение животных
Какие формы борьбы представлены? 1 2 3
Домашнее задание: пар.63+ сообщения уч-ся по темам: «Приспособленность растений к жизни в условиях тундры» «Приспособленность животных в условиях тундры» «Приспособленность растений к жизни в условиях пустыни» «Приспособленность животных к жизни в условиях пустыни»
Ресурсы Учебник «Общая биология» 10-11 класс под редакцией академика В.К.Шумного и проф. Г.М.Дымшица. «Просвещение» ОАО «Московский учебник» М.2009 Фотографии интернета: http://xreferat.ru 10/paqe 107.html http://www.e-drofa.ru/materials/bio/9/0175 http://www.darwin.museum.ru http://www.e-drofa.ru http://kemclup.ru/photo/36234151 http://www.eionok.ru nature Борьба за существование http://oriowa-galia.ya ru/replies.xml http//1septemtr.ru/articlef.php?