Бионика Урок –конференция .Учитель биологии МБОУ СОШ №8г.ЕссентукиГригорьянц Э.Ф.
Птица – действующий по математическому закону инструмент, сделать который в человеческой власти…Леонардо да Винчи.
С незапамятных времен мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа?Сможет ли он, например, летать и плавать под водой, как рыба? Сначала человек мог только мечтать об этом, но вскоре изобретатели начали применять особенности организации живых организмов в своих конструкциях. За многовековую историю существования человека примеров такой изобретательности накопилось настолько много, что в наше время появилась необходимость обобщить весь материал.Появилась и развилась бионика (от греч bion-жизнь)- самостоятельное направление в науке и технике, цель которой - использование биологических знаний для решения инженерных и технических задач.
Человек представляет собой высшую ступень развития живой природы не потому, что его чувствительные или рабочие органы работают лучше, чем у животных.Преимущество человека заключается в уникальной способности мозга к мышлению и способности к общественному труду.
Искусные навигаторыИспользование людьми в практической деятельностинаиболее оптимальных приспособлений живых организмов к среде обитания. Европейский угорь, личинка угря, тюлень хохлач. На фоне - морская суповая черепаха. На фото - карта путей миграции угря
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ На ФОТО: австралийский зимородок, манящий краб, трихограмма на яйце озимой совки, коровка семиточечная. На фоне - цапля, космический корабль «Союз-6». Схема взаимного положения Солнца, Земли и Луны.
МАСТЕРАКАМУФЛЯЖА НА ФОТО: хамелеон, каракатица сепия, рифовая рыба осьминог, глаз осьминога. Схема разложения через призму светового луча на лучи спектра.
АРХИТЕКТУРАСохранение естественным отбором структур, наиболее совершенных в фундаментальных отношениях и наиболее экономных по затрате «материала». На ФОТО: бабочка, сидящая на лепестке цветка лилии, панцирь морского ежа, слоновая черепаха. На фоне - яйцо. Здание цирка в Казани. Схема оболочки в виде седла («гипар»).
СТВОЛОВАЯ АРХИТЕКТУРА На ФОТО: борщевник, пшеница, аконит. На фоне - разрез стебля пухоноса, макет сверхвысотного здания с демпферами-перехватами. Схема разреза фабричной дымовой трубы.
КОНУС На ФОТО: гриб зонтик острочешуйчатый, лишайник кладония красноплодная, раковина моллюска конус. На фоне – ель, Останкинская телебашня (основание). Схема взаимодействия двух конусов разных начал.
КАМЕРНЫЙ ГЛАЗ ЖИВОТНЫХ На фото: канюк, глаз жабы, глаз лягушки жерлянки, глаз кошки, леопардовая лягушка. На фоне - нильский крокодил, электронная модель глаза лягушки. Схема обработки информации в глазу лягушки.
ЖИВЫЕ РАДАРЫ На ФОТО: лемур ай-ай, сова сипуха, стриж саланган, сумчатая летяга, радар, схематическое изображение звуковой волны.
КРЫЛАТЫЕ ЭХОЛОКАТОРЫ На ФОТО: златоглазка, совка ленточная. На фоне - летучая мышь ушан, модель ультразвукового прибора-поводыря. Схема ультразвукового импульса подковоносой летучей мыши.
В МИРЕ ЗАПАХОВ На ФОТО: киви, лемур катта, муравьи рыжие (род формика). На фоне - сельдевая акула, антенны шелкопряда. Схема обонятельной клетки с чувствительными ресничками.
Перспективы бионики неограниченные. Задачи бионики решаПеречиются сегодня силами ученых многих специальностей, инженеров, конструкторов. Оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня пользоваться созданиями мастерской природы, зависит не только материальное благополучие людей на планете, но и развитие творческой мысли человека, развитие техники, искусства и всего прогресса на Земле.