Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж им. В.М.Бехтерева» Дипломная работа по специальности 34.02.01 – Сестринское дело Влияние арт - терапии (рисование пальцами) на уровень тревожности у подростков после попытки суицида Студент-дипломник Дневная форма обучения, гр.36 Мандрик Д. В. Руководитель: Прокофьева А.П.
Целью данной работы является изучение особенности влияния приемов арт — терапии на уровень тревожности подростков после попытки суицида. Принята попытка изучить эту группу с точки зрения ситуативной тревожности Объект исследования: пациенты, городской психиатрической больницы № 3 имени И.И.Скворцова-Степанова Задачи: Осуществить теоретический анализ по существующей проблеме Провести исследование ситуативной тревожности после попытки суицида Разработать программу занятий по арт - терапии Проследить динамику показателей тревожности Гипотеза: Занятия арт - терапией (рисование пальцами) помогают снизить уровень ситуативной тревожности
Суицид - актуальная проблема современности Суицид - реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой: отчуждение , смерть близких, несчастливое детство, серьезная физическая болезнь, потеря работы, материальные трудности, наркомания…
Причины подростковых самоубийств Семейные отношения Несчастная любовь Школа и учеба
Рисование пальцами и ладонями - эффективный способ арт - терапии Особая ценность рисования пальцами заключается в том, что подросток получает полную свободу от двигательных ограничений, поскольку здесь нет необходимости в развитой мелкой моторике.
Исследовательская часть В связи с тем, что на отделении больницы мне запретили проводить эксперимент, мною было принято решение провести эксперимент со студентами «Медицинского колледжа им. В. М. Бехтерева» с высоким уровнем ситуативной тревожности. Мною было опрошено 65 студентов 1 — го общеобразовательного курса. Из результатов опроса мною было выделено 10 студентов имеющих высокий уровень ситуативной тревожности.
Эти студенты и составили дальнейшую выборку для проведения эксперимента.Для того, чтобы выявить эффективность влияния арт — терапии (рисование пальцами) на уровень тревожности. Основная группа была разделена на экспериментальную группу (5 человек), с которой непосредственно и проводилась арт — терапевтическая работа и контрольную группу (5 человек), занятия в которой не проводились.
Дальнейшим этапом нашей работы стала реализация цикла арт – терапевтических занятий, в рамках формирующего эксперимента. В него вошли 5 занятий. 1 занятие. «Техника каракулей». Цель: Знакомство с техникой рисования пальцами Задачи Провести беседу с пациентами Настроить пациентов на работу в группе Сформировать навыки работы с краской
Занятие 2 «Нарисуй свой страх» Цель: превращение пугающего объекта в нечто веселое и доброе Задачи Развить у пациентов эстетическое восприятие Сформировать умение правильной работы в группе Провести беседу с пациентами
Занятие 3 «Кляксы» Задачи Развить у пациентов эстетическое восприятие Настроить пациентов на работу в группе Провести беседу с пациентами
Занятие 4 «Радость» Задачи Сформировать навыки работы с гуашью Развить Эстетическое восприятие Настроить пациентов на работу в группе Провести беседу с пациентами
Занятие 5 «Рыба» Задачи Провести беседу с пациентами Настроить пациентов на работу в группе Развить эстетическое восприятие Формирование умений работы в группе
В заключении.... После проведения серий арт — терапевтических занятий мною был повторно проведен опрос экспериментальной и контрольной группы по методике Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина. Данное анкетирование показало, что у трех человек из экспериментальной группы ситуативная тревожность снизилась до низкого уровня, у одного человека до среднего уровня и у одного человека осталась на высоком уровне.
В контрольной группе, где не проводилось занятий по арт-терапии (рисование пальцами), уровень ситуативной тревожности снизился до среднего показателя только у одного человека, у остальных четырех так и остался на высоком уровне. Исходя из этого можно утверждать, что занятия арт-терапией способствовали снижению уровня ситуативной тревожности. Гипотеза подтверждена, потому что уровень ситуативной тревожности в экспериментальной группе значительно снижен, по сравнению с контрольной группой, к чему мы и стремились.